Апортировочный метод дрессировки собак

Содержание
  1. Апортировочный метод дрессировки
  2. Читайте также
  3. Наказание – метод воспитания
  4. Механический метод дрессировки
  5. Вкусопоощрительный метод
  6. Контрастный метод дрессировки
  7. Метод наталкивания
  8. Подражательный метод
  9. Метод свободного содержания
  10. Вдовцовый метод
  11. Наружный метод
  12. Односторонний метод
  13. Двусторонний метод
  14. Методы дрессировки
  15. Механический метод дрессировки
  16. Вкусопоощрительный метод дрессировки
  17. Контрастный метод дрессировки
  18. Апортировочный метод дрессировки
  19. Метод наталкивания
  20. Подражательный метод
  21. Что такое оперантный метод обучения?
  22. Апортировка от А до Я
  23. Апортировка от А до Я.
  24. 1. Вступление
  25. 2. Подготовка
  26. 2.1. Возраст и уровень обученности собаки
  27. 2.2. Вспомогательные средства
  28. 2.3. Место для тренировок
  29. 2.4. Фиксация и центрирование собаки
  30. 3. Шаг 1
  31. 3.1. Порядок упражнения
  32. 3.2. Подача апорта
  33. 3.3. Прекращение нежелательного поведения и похвала за правильное поведение
  34. 3.4. Контроль
  35. 3.5. Забирание апорта
  36. 3.6. Пассивное занятие корректной позиции перед проводником
  37. 4. Шаг 2
  38. 4.1. Подготовка по шагу 1
  39. 4.2. Преодоление короткого расстояния до проводника
  40. 5. Шаг 3
  41. 5.1. Подготовка по предыдущим шагам.
  42. 5.2. Активное забирание апорта из рук проводника.
  43. 6. Шаг 4
  44. 6.1. Подготовка по предыдущим шагам
  45. 6.2. Смена направления движения после хватания апорта
  46. 7. Шаг 5
  47. 7.1. Подготовка по предыдущим шагам.
  48. 7.2. Поднятие апорта с земли.
  49. 8. Шаг 6 Полное упражнение по апортированию.
  50. 8.1. Подготовка по предыдущим шагам
  51. 8.2. Соединение в общее упражнение апортировки

Апортировочный метод дрессировки

Апортировочный метод дрессировки

Этот метод дрессировки стали использовать недавно. Он также включает 2 составляющие:

? апортировочный предмет – как корректирующий и побуждающий стимул;

? апортировочный предмет (предмет, который потом отдается собаке) – как поощрение.

Апортировочный метод дрессировки

Положительные стороны метода:

? некоторые специальные навыки можно выработать, используя только этот метод дрессировки;

? большая заинтересованность собаки в работе;

? большая активность собаки;

? слабая нагрузка на нервную систему.

? не подходит для кавказских овчарок со слабо развитой апортировочной реакцией поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Наказание – метод воспитания

Наказание – метод воспитания – Дома? – спросил ремень. – Кто? – осторожно поинтересовался Фрэнк. – Задница! Давай ее сюда, у меня к ней дело! Но Фрэнкова задница никаких дел с ремнем иметь не хотела… Стая живет по своим законам. Там, где есть законы, непременно будут и

Механический метод дрессировки

Механический метод дрессировки Механические раздражители во время тренировок используются как поощрение в случае правильного выполнения заданий, так же как корректирующие и побуждающие стимулы.Например, обучая собаку садиться по команде, можно применять 2

Вкусопоощрительный метод

Вкусопоощрительный метод Для воздействия на поведение кавказской овчарки во время тренировок часто применяются пищевые раздражители.Этот метод также можно разделить на 2 этапа:? лакомство в качестве стимула (в руке дрессировщика над собакой);? лакомство и команда

Контрастный метод дрессировки

Контрастный метод дрессировки Контрастный метод содержит в себе механический и вкусопоощрительный методы дрессировки. Этот метод объединяет положительные моменты обоих методов.Контрастный метод можно разделить на 2 составляющие:? механические раздражители – как

Метод наталкивания

Метод наталкивания Этот метод часто используется в дрессировке. Применяя его, дрессировщик использует:? раздражители (близкие к окружающей обстановке) – как корректирующие и побуждающие стимулы;? команду «Хорошо!» – как поощрение.Например, обучая кавказскую овчарку

Подражательный метод

Подражательный метод Подражательный метод дрессировки обычно применяется в комбинации с каким-либо другим методом. В его основе лежат:? стремление собаки к подражательным, общим с коллективом действиям;? лакомство или команда «Хорошо!» – в качестве поощрения.Обучая

Метод свободного содержания

Метод свободного содержания Метод свободного содержания – самый популярный и легкий способ тренировки голубей.Тренируя голубей этим методом, не следует ограничивать их движение. Летки всегда должны быть открыты, чтобы голуби в любое время могли входить и выходить

Вдовцовый метод

Вдовцовый метод Если в состязаниях принимают участие только самцы, тренировать птиц следует, используя привязанность голубя к голубке и к родному гнезду. Эти тренировки проводят следующим образом:› 1-й этап. Голуби высиживают 1-ю кладку и выкармливают птенцов;› 2-й этап.

Наружный метод

Наружный метод Наиболее рациональным считается наружный метод забоя. Он может быть односторонним и

Односторонний метод

Односторонний метод Птицу берут за голову и, удерживая ее клюв, перерезают ножом кожу на 15–20 мм ниже ушной мочки. Там находится яремная вена, а также ветви сонной и лицевой артерий. На крупных птицефабриках забой кур проводят автоматически с помощью бокового разреза кожи

Двусторонний метод

Двусторонний метод Левой рукой берут птицу за голову, ножом прокалывают кожу на 10 мм ниже ушной мочки. Далее движением ножа немного вправо перерезают правую и левую сонные артерии и яремные вены. При этом лезвие ножа должно проколоть кожу с противоположной стороны

Методы дрессировки

В процессе дрессировки собаки на животное воздействуют различные раздражители: команды и жесты дрессировщика, обстановочные раздражители окружающей среды, запах и вкус лакомства, запах следа, запах мин и наркотических веществ. Кроме перечисленных раздражителей на собаку воздействует помощник при выработке навыков защиты. Свое действие оказывает также внутреннее состояние животного, чувство голода, дискомфорт в случае болезни и т.п. Дрессировщик, организуя занятия, учитывает все эти факторы и подбирает раздражители в зависимости от целей, которых он хочет достигнуть. Выбор тех или иных раздражителей, которые используются как для стимулирования нужного действия собаки, для коррекции ее действий, так и для последующего поощрения, и определяет методы дрессировки собак.

Следует учитывать, что для выработки того или иного навыка обычно используют не один метод, а комплекс методов дрессировки, соответственно выбранной методике.

Механический метод дрессировки

Как в качестве побуждающих и корректирующих стимулов, так и в качестве поощрения применяются механические раздражители. Например, вырабатывая навык посадки по команде, дрессировщик применяет в качестве стимула рывок поводком и нажатие на круп, а в качестве поощрения, в комплексе с командой «хорошо» — поглаживание и похлопывание по груди.

Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; легко достигается безотказность в работе.

Отрицательные стороны метода: низкая заинтересованность собаки в работе; не все навыки, необходимые на службе, можно выработать этим методом; большая нагрузка на нервную систему — при интенсивном использовании механического метода быстрее наступает усталость собаки (особенно следует учитывать при дрессировки собак с недостатками нервной системы).

Вкусопоощрительный метод дрессировки

Как в качестве побуждающих и корректирующих стимулов, так и в качестве поощрения применяются пищевые раздражители. Например, вырабатывая навык посадки по команде, дрессировщик применяет в качестве стимула лакомство в руке, которое он заносит над головой животного, а в качестве поощрения, в комплексе с командой «хорошо» — также лакомство.

Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; малая нагрузка на нервную систему; высокая заинтересованность собаки в работе.

Отрицательные стороны метода: не достигается безотказность в работе; нельзя выработать все необходимые навыки; метод малоэффективен при дрессировке собак со слабо развитой пищевой реакцией поведения.

Контрастный метод дрессировки

В качестве стимулов побуждения и коррекции применяются механические раздражители, а в качестве поощрения — лакомство (в комплексе с командой «хорошо»). Например, при выработке навыка укладки по команде применяют рывки поводком, после выполнения команды собаку поощряют лакомством. Метод является комбинированием механического и вкусопоощрительного метода. Объединяет в себе преимущества обоих методов.

Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; достигается безотказность в работе у собак с хорошо развитой пищевой реакцией поведения.

Отрицательные стороны метода: низкая эффективность в дрессировке собак с недостаточно развитой пищевой реакцией поведения; сохраняется высокая нагрузка на нервную систему.

Апортировочный метод дрессировки

(Этот метод не рассматривался как таковой в классической кинологии. Внести этот метод в классификацию предлагает автор). В качестве побуждающих и корректирующих стимулов применяется объект добычи — апортировочный предмет, а также предметы, на которые перенесено апортировочное поведение; в качестве поощрения применяется тот же предмет, который отдается собаке (или собаке позволяют взять его в зубы).

Положительные стороны метода: достигается исключительно высокая активность и заинтересованность собаки в работе; многие специальные навыки можно выработать только этим методом; низкая нагрузка на нервную систему животного.

Отрицательные стороны: метод неэффективен для собак с недостаточно развитой апортировочной реакцией поведения.

Метод наталкивания

В качестве побуждающих и корректирующих стимулов применяют раздражители, близкие к обстановочным; в качестве поощрения — команду «хорошо». Например, при выработке навыка преодоления барьера дрессировщик с собакой после непродолжительной пробежки приближается к невысокому барьеру. Естественная реакция собаки — перепрыгнуть этот барьер (конечно, если он не слишком высок).

Положительные стороны метода: низкая нагрузка на нервную систему животного; быстрая выработка навыка.

Отрицательные стороны метода: не все навыки можно выработать таким образом.

Подражательный метод

В качестве побуждающих стимулов используют стремление собаки к подражательным, стайным, коллективным действиям. Применяется обычно в комплексе с каким — либо из вышеперечисленных методов. Например, при выработке навыка преодоления барьера многие собаки охотно идут за хорошо подготовленной собакой. Применяется также при выработке защитных навыков.

Положительные стороны метода: низкая нагрузка на нервную систему; быстрая выработка первоначальных условных рефлексов.

Отрицательные стороны метода: не для всех собак достаточно эффективен; метод не годится для совершенствования условного рефлекса до навыка. Этим методом возможно выработать только некоторые условные рефлексы.

В практической дрессировке необходимо подбирать методы дрессировки в зависимости от индивидуальных особенностей собаки, от стадии выработки навыка и от характера самого навыка. Так, при воспитательной дрессировке щенка для выработки первоначального условного рефлекса посадки по команде применяют обычно вкусопоощрительный метод. По мере взросления собаки и выработки навыка переходят на контрастный метод дрессировки, а в процессе доведения навыка до безотказного выполнения в сложных условиях обстановки применяют механический метод.

Для разгрузки нервной системы животного переходят на вкусопоощрительный метод дрессировки или метод наталкивания.

Что такое оперантный метод обучения?

Для начинающих владельцев термин «оперантный метод дрессировки» может быть не совсем понятен. Часто его путают с дрессировкой на положительном подкреплении, что не совсем так.

Принцип оперантного метода дрессировки действительно основывается на подкреплении — положительном или отрицательном, но, в отличие от обычного метода дрессировки, не преследует цель выработать у собаки условный рефлекс с помощью поощрения за правильно выполненную команду. В основе оперантного метода обучения — подкрепление за самостоятельно выполненное собакой нужное действие. К примеру, отработка команды (любой — «сидеть», «лежать», «место») начинается не с принуждения собаки совершить то или иное действие в ответ на поданную команду, а с одновременного подкрепления намерения собаки самостоятельно совершить нужное дрессировщику действие.

Плюс такого метода в том, что дрессировщик подкрепляет естественное действие собаки, ее желание сделать то, что нужно в данный момент — в результате поставленная цель достигается намного быстрее. При этом подкрепление может быть как положительным, так и отрицательным.

В отличие от общепринятых методов дрессировки, при обучении с помощью оперантного метода дрессировщик получает возможность управлять собакой тогда, когда у него нет возможности воздействовать на нее непосредственно. К тому же при таком обучении уроки превращаются в игру, что также дает гораздо больший положительный эффект. Ведь собака уже работает — не по принуждению и не за лакомство, а на интересе, получая удовольствие от процесса обучения.

Оперантный метод дрессировки расширяет и возрастной диапазон для подготовки собак по разным видам служб. Преимущество его в том, что даже пожилые животные с помощью этого метода легко учатся разным командам и показывают хорошие результаты, даже несмотря на более длительный период обучения.

Но такая дрессировка предполагает иной подход и от дрессировщика, так как здесь на первое место выходит наблюдательность и хорошее знание психологии собаки. Ведь суть метода в том, чтобы вовремя заметить желаемое действие и тут же подкрепить его. Так, при обучении команде «лежать» обычным методом дрессировщик тянет поводок вниз, одновременно надавливая на холку и давая команду. Эти действия он повторяет до тех пор, пока собака не начнет выполнять то, что ее заставляют делать насильно. Отсюда частое нежелание собаки выполнять требуемые команды, их срыв в решающий момент — соревнования или выполнение служебной задачи.

При отработке команды «лежать» оперантным методом дрессировщик, видя намерение собаки лечь, тут же дает соответствующую команду и подкрепляет самостоятельно выполненное собакой действие.

Как и при классических методах дрессировки, чем раньше начать обучение, тем больших успехов можно добиться и тем раньше можно начать выступать на соревнованиях и испытаниях. Поэтому с появлением щенка в доме начните внимательно наблюдать за ним и попробуйте обучить его самым простым командам с помощью оперантного метода. Результат будет неожиданным и очень эффективным. К моменту начала прогулок со щенком он уже будет знать основные команды, готов к дальнейшему обучению более сложным командам, а между вами и собакой установится прочный позитивный контакт, который так важен не только в обучении, но и в общении владельца с собакой на протяжении всей ее жизни.

Апортировка от А до Я

Апортировка от А до Я.

Свою книгу Кнут Фукс предлагает приобрести проводникам, посетившим его семинар и восстановить в памяти увиденную информацию, а также всем проводникам, которые хотят научить свою собаку такому сложному упражнению в разделе Послушание как апортировка. Книге оформлена большим количеством фотографий, которые очень подробно показывают мельчайшие шаги в обучении.

1. Вступление

Почему так важно при обучении собаки особое внимание уделять апортировке? В разделе В норматива IPO/VPG/SchH апортировка оценивается в 40 баллов, что составляет почти половину от общего числа возможных баллов в этом разделе. К тому же апортировка содержит много связанных друг с другом комплексных частей упражнения:

  • во время выбрасывания апорта собака должна сидеть спокойно и внимательно;
  • затем собака должна по команде Апорт как можно быстрее и целенаправленно бежать к апорту;
  • чтобы затем чуть притормозить, поднять апорт точно и уверенно и развернуться;
  • и затем снова как можно с большей скоростью бежать обратно к проводнику;
  • там она должна занять корректную позицию;
  • и наконец, по команде Аус охотно отдать апорт.

По ходу всего этого собака должна держать апорт в пасти спокойно и крепко и работать абсолютно весело и мотивированно. Если я разбиваю упражнение апортировки таким способом, я прихожу к семи различным элементам упражнения, связанных между собой. Такое комплексное задание требует хорошо продуманного обучения.

Существует классическая игровая апортировка: при этом способе собака должна обладать врожденным стремлением поднимать предмет и приносить его проводнику. Также требуется проводник, который сумеет с чувством управлять собакой, чтобы довести это упражнение до перфектного исполнения. Не каждая собака обладает таким генетически обусловленным предрасположением для игрового метода апортирования. Имеется ли у собаки такая предрасположенность, можно определить по поведению собаки в игре с проводником (например, при игре со скруткой). Если собака охотно и бесконфликтно апортирует предмет, можно предпринять несколько попыток проверить поведение собаки непосредственно с апортом. Приносит собака с готовностью апорт обратно проводнику (конечно, первый раз без усадки перед проводником) и делает это без жевания и в прямом направлении, тогда имеет смысл пробовать обучать собаку апортировке при помощи игрового метода. Если появляются при этом ошибки, почти всегда это означает, что собака приходит к конфликту.

При попытках эти ошибки исправить, конфликт чаще всего усиливается и проблема увеличивается. Например: Держат собаку за ошейник, бросают апорт и позволяют собаке апорт принести. Собака бежит к апорту, поднимает его и не бежит с ним обратно к проводнику. Здесь можно было бы использовать длинный поводок, при помощи которого побудить собаку принести апорт обратно. Но так как собаке не хочется оказаться около проводника, то возникает конфликт, который большей частью выражается в жевании (основная проблема при апортировке). По опыту, проводник пытается убрать жевание воздействием на собаку (воздействует на верхнюю челюсть похлопыванием) и применяя соответствующую запрещающую команду. Собака прежде еще не имела понятия, что жевание не желательно, так как апортировке еще не обучалась —и возникает новый конфликт и мы попадаем в замкнутый круг.

Для того, чтобы строить апортировку при помощи игровой апортировочной мотивации, необходимо тонко чувствовать и понимать собаку. Это получается лишь у немногих пар собака-проводник. Возможно также комбинирование врожденной апортировочной мотивации и описанного здесь метода обучения апортировке: так можно, например, сперва собаку обучить, как описано в шаге 1, спокойно и крепко удерживать апорт, прежде чем продолжить дальнейшее обучение на основе игрового метода. Я много размышлял о том, как лучше строить обучение апортировке и по прошествии многих лет, работая с различными собаками, разработал метод, при котором собака шаг за шагом ( в комбинации с мотивацией и послушанием) обучается отдельным элементам апортировки. Этот метод называется — Апортировка от А до Я Кнута Фукса.

2. Подготовка

2.1. Возраст и уровень обученности собаки

2.2. Вспомогательные средства

Необходимы следующие вспомогательные средства:

  • Один стул (объяснение следует далее)
  • Один поводок длиной 2-3 метра (далее «фиксирующий поводок»)
  • Один поводок длиной 1 метр ( далее «поводок управления»)
  • Один ошейник —цепочка, кожаный или текстильный (далее «фиксирующий ошейник»)
  • Один строгий ошейник без удавки или цепочка, в идеале —специально разработанный Кнутом Фуксом корректирующий ошейник с ручкой, представленный на картинке: посредством находящейся на ошейнике ручкой значительно легче управлять собакой (прежде всего, на шаге 1)

  • Апортировочный предмет, приблизительно весом 750г (деревянный, не пользованный другой собакой), в идеале —специально разработанный Кнутом Фуксом апорт с плоской сердцевиной, показанный на картинке: у этого апорта плоская сердцевина и это дает возможность для значительно более плотного прилегания зубов собаки, чем апорт с круглой сердцевиной.

Для собаки такой апорт более приятен для захвата и и ей легче такой апорт удерживать плотно. Такой апорт опять-таки снижает склонность к жеванию и ведет к более быстрому успеху в обучении. Апорт с плоской сердцевиной способствует контакту с большим количеством зубов, вследствие чего обучение желаемому положению апорта в пасти происходит быстрее и снижает склонность к жеванию.

2.3. Место для тренировок

Место для тренировки принципиально не важно. Необходимо наличие столба или крепкого предмета (например, забор), к которому можно было бы крепко привязать фиксирующий поводок. Перед этим столбом для фиксации должно быть место в форме полукруга диаметром приблизительно 3 метра. Для начала работы по методу Фукса разумнее выбрать место с наименьшим отвлечением для собаки. Отвлечение на раздражители со стороны мешает собаке сконцентрироваться и усложняет способность к обучению. В процессе обучения уровень отвлечения можно увеличивать.

2.4. Фиксация и центрирование собаки

Фиксация и центрирование собаки формирует подготовку шагов 1-5 и является основополагающей составной частью метода. Оно служит для привыкания собаки к позиции и корректирующему ошейнику и обеспечивает, чтобы собака оставалась в пределах досягаемости проводника. Это служит основой для спокойной и ясной работы с собакой во время общих упражнений. Собаке одевается нормальный ошейник («фиксирующий ошейник»), к которому прикрепляется 2-3-метровый поводок («фиксирующий поводок»), привязанный к столбику («точка фиксации»). Над фиксирующим ошейником одевается корректирующий ошейник, на котором закреплен поводок управления. Корректирующий ошейник должен быть одет достаточно свободно, но не слишком свободно. Проводник, стоя по центру перед собакой, подтягивает ее за поводок управления к себе до тех пор, пока не натягивается фиксирующий поводок.

Важно: речь идет о плавном движении, не о рывке. Получается, что собака находится как бы на растяжке.

Как только это происходит, собаке подается команда Сидеть. Как только собака выполнит команду, поводок управления тут же ослабевает и идет обильная похвала, при это надо обращать внимание на то, чтобы собака оставалась сидеть. (важно: здесь не идет речь о том, что собака должна занять корректную позицию перед проводником, она должно просто находится прямо перед проводником, дистанции пока не имеет значения). После короткой паузы проводник начинает на пару шагов двигается влево или вправо, ведя за собой собаку при помощи поводка управления до тех пор, пока не натягивается фиксирующий поводок. Собака должна охотно следовать за проводником и затем, после подачи соответствующей команды на усадку, снова сесть прямо перед проводником. Как только собака садится, поводок опять ослабевает и собака хвалится.

Так повторяется несколько раз до тех пор, пока мы не увидим, что собака привыкла к таким действиям и охотно приводится в желаемую позицию. В общем считается так: если собака в этой части упражнения еще недостаточно расслабляется и препятствует действиям, чувствует себя неуютно, то это означает, что нет смысла переходить к началу описанной далее работе с апортом.

Важно: Есть собаки, которые в этой части упражнения слегка, а некоторые сильно препятствуют выполнению и показывают явные симптомы стресса. Особенно момент, когда фиксирующий поводок натянут и при помощи поводка управления обучаем собаку движению, является для собаки абсолютно непривычным и в отдельных случаях, в зависимости от характера животного, может привести к тому, что собака попытается избежать непривычной ситуации. Если это происходит, очень важно, чтобы проводник сохранял спокойствие, и спокойно и настойчиво вел собаку к желаемому поведению. Как только собака показывает такое поведение, она обильно хвалится и ей дается время для необходимого расслабления.

Для собак, которые в этой фазе показывают явные признаки перегруженности, это упражнение не должно продолжаться слишком долго. Необходимо собаке помочь это желаемое поведение показать и за это похвалить. После этого эту часть тренинга на время нужно прекратить и повторить позднее, пока у собаки не разовьется доверие к ситуации. Оказалось, что случайное подтверждение кормом отчетливо способствует разрядке и готовности собаки к кооперации. Как только собака охотно и свободно позволит себя центрировать перед проводником, движения туда-сюда не должны повторяться долго. Они служат лишь для того, чтобы сообщить собаке, что от нее ожидается. Когда собака это поняла, можно уже непосредственно из центрированного положения продолжить дальнейшую работу. Это также означает, что, как правило, с шага 2 движения туда-сюда больше не понадобятся.

3. Шаг 1

В шаге 1 собака учит, что по команде Апорт апортировочный предмет берется из рук проводника, держится в пасти спокойно и крепко до тех пор, пока по команде Дай не забирается обратно.

3.1. Порядок упражнения

После того, как собака зафиксирована и отцентрирована, проводник позволяет собаке сесть и сам садится на стул перед собакой на расстоянии приблизительно полметра. Расстояние до собаки должно быть рассчитано таким образом, чтобы общее управление животным было по возможности удобным и при этом сохранялось фиксация.
Решение, почему проводник на шаге 1 сидит, а не стоит, основывается на следующем:

  1. проводник не должен склоняться над собакой. Сидячая позиция выглядит для собаки менее доминантно, в результате чего, можно избежать стрессового состояния собаки;
  2. для проводника сидячая позиция приятнее и удобнее, чем позиция стоя, управление собакой при этом происходит легче. Это также способствует спокойному и уравновешенному настроению проводника.

3.2. Подача апорта

Сидя перед собакой, проводник левой рукой берется за ручку на корректирующем ошейнике, в правой руке держит апорт. Апорт держится за внешний набалдашник и подается собаке так, чтобы тонкая часть апорта находилась на уровне носа собаки. С самого начала надо обращать внимание на то, чтобы собака не брала апорт самостоятельно, а ждала команды проводника. Теперь за ручку корректирующего ошейника производится легкое натяжение левой рукой и одновременно с подачей команды Апорт апортировочный предмет подносится прямо к морде собаки. Если собака пасть сразу не открывает, то проводник помогает тем, что немного приоткрывает пасть рукой и закладывает туда апортировочный предмет.

Проводник при этом остается абсолютно спокоен во избежания конфликта. Важно, чтобы тренировка происходила по возможности в позитивном настроении. Если собака выучила, что по команде Апорт она должна открывать пасть и брать апорт, но сразу не делает этого, можно вместо механической помощи рукой создать легкое активирующее раздражение посредством корректирующего ошейника.

Важно: принцип этого упражнения состоит в том, чтобы собака путем показа желаемого поведения получила покой и похвалу, а также приятную для нее ситуацию. Пока она не будет показывать это поведение, она получит легкие неприятные ощущения путем движений за корректирующий ошейник и давления рукой на пасть. Важно, чтобы для собаки обе эти ситуации были четко различимы, что означает, любое негативное раздражение будет остановлено, если будет показано желаемое поведение и оно заменится похвалой. Если это упражнение будет обучаться таким образом, то собака очень быстро научится, что от нее ожидают, так как собака всегда ищет для себя приятную ситуацию.

3.3. Прекращение нежелательного поведения и похвала за правильное поведение

Апорт находится в пасти собаки, кулак левой руки помещается под подбородок собаки, правая рука обеспечивает правильное положение апорта в пасти собаки и контролирует, чтобы губы собаки не защемились между апортом и зубами. Затем она блокирует окрывание пасти, находясь на переносице собаки. Если собака держит апорт спокойно, тотчас натяжение корректирующего ошейника прекращается и собака спокойным тоном хвалится, а правая рука одновременно поглаживает собаку по переносице. Если собака попытается отвернуть голову, поджевывать или выплевывать апорт, снова усиливается натяжение корректирующего ошейника, одновременно повторяется команда Апорт и обе руки проводника сдавливают вместе пасть собаки. При корректном поведении собака снова хвалится, как описано выше.

Важно: Правильная похвала! Чем точнее собака сможет различать позитивные и негативные раздражители, исходящие от проводника, тем быстрее она будет учиться. Правильно хвалить, значит эффективно хвалить, т.е. собаке дается понятный сигнал, что она делает правильно именно сейчас. Чтобы собака воспринимала похвалу как таковую, похвала должна вызывать у собаки приятные чувства. Во время похвалы тон проводника должен быть дружественным. Если собаку к тому же и гладят, то обучающий должен четко знать, что для собаки является приятным (например, многим собаками не нравится, когда их гладят между глаз). Кто свою собаку знает и читает ее поведение, тот быстро поймет, какие действия проводника собака будет воспринимать действительно как похвалу. Также при шаге 1 случайное подкрепление кормом способствует работе без напряжения и этим помогает быстрому обучению.

3.4. Контроль

Правой рукой проводник проверяет крепко ли удерживается апорт, слегка подтягивая за набалдашник апортировочный предмет. Некоторые собаки, если рука с ее переносицы убирается, сразу пытаются выплюнуть предмет. В этом случае можно сперва для страховки оставить на переносице собаки два пальца. Как только апортировочный предмет лежит в пасти свободнее, тут же усиливается натяжение корректирующего ошейника, повторяется команда Апорт и руками сдавливается пасть собаки. Как только собака опять показывает желаемое поведение, она тут же хвалится.

3.5. Забирание апорта

Когда собака показала желаемое поведение определенное время, проводник забирает у нее апорт. Проводник кладет обе руки на апортировочный предмет и говорит затем команду Дай.
Непосредственно на семинаре Кнут Фукс отметил, что при забирании апорта он теперь использует только одну руку — правой рукой берет апорт за левый набалдашник. Объяснил это тем, что левая рука остается для контроля.

Также и здесь надо обращать внимание на то, чтобы собака не отдавала апорт самостоятельно, а только после команды. К началу тренинга собака, после показанного желаемого поведения, будет отдавать апортировочный предмет относительно быстро. Со временем фазы спокойного и крепкого удержания будут удлиняться до тех пор, пока наконец не нужно будет подстраховывать руками пасть и собака будет сидеть перед проводником на свободном поводке, при этом продолжая удерживать апорт спокойно и крепко, пока он не будет забран проводником.

3.6. Пассивное занятие корректной позиции перед проводником

Когда собака выполняет упражнение уже уверенно, проводник становится перед собакой (прим. переводчика — напомню, до этого упражнение выполнялось сидя), вызывая тем самым пассивную корректную позицию. Также и в этой позиции контролируется, чтобы собака держала апорт спокойно и крепко. Если так и происходит, собака хвалится и апорт забирается у нее из этой позиции. Это служит для того, чтобы у собаки образовалась приятная связь с позицией сидеть перед проводником и это является подготовкой к шагу 2.

Важно: Повторения шага 1
Упражнение может много раз повторяться, причем надо обращать внимание на то, чтобы собака была сконцентрированной и готовой учиться. При тренинге упражнение должно быть закончено только тогда, когда собака по меньшей мере хоть раз показала желаемое поведение.

Коротко по шагу 1:

  1. Проводник держит апорт перед пастью собаки — собака ждет, когда она получит команду Апорт.
  2. Собака открывает пасть и апортировочной предмет закладывается в пасть.
  3. Как только апорт оказывается в пасти собаки, проводник позиционирует обе руки так, чтобы предотвратить жевание или выплевывание апорта.
  4. Как только собака показывает желаемое поведение, она хвалится, при этом поглаживается правой рукой по переносице (левая рука для подстраховки находится еще на корректирующем ошейнике).
  5. Левая рука теперь держит корректирующий поводок, в то время как правая предотвращает открытие пасти. Одновременно можно при помощи указательного пальца проверить, крепко ли удерживается апорт.
  6. Если собака выучила, что апортировочный предмет надо держать спокойно и крепко и в желаемом положении в пасти, правую руку тогда можно держать на отдалении.
  7. Если собака показывает желаемое поведение — она обильно хвалится.
  8. Проводник проверяет прочность удержания апорта, слегка потягивая его одной рукой.
  9. Чтобы забрать у собаки апорт, проводник берет его обоими руками, прежде чем скажет команду Дай.
  10. По команде Дай собака отдает апорт и продолжает спокойно сидеть.
  11. Когда собака выполняет упражнение перед сидящим проводником, проводник поднимается со стула в положение стоя перед собакой, чем добивается пассивного исполнения позиции Сидеть перед проводником. При этом время от времени контролируется, крепко ли собака удерживает апорт.

4. Шаг 2

В шаге 2 собака учится по команде Апорт с находящимся апортом в пасти преодолеть короткое расстояние и занять позицию перед проводником.

4.1. Подготовка по шагу 1

Собака сперва фиксируется и центрируется, как описано в главе 3. Затем собаке дается апорт в пасть, при этом надо контролировать, что апорт она держит спокойно и крепко. Теперь собака готова к шагу 2.

4.2. Преодоление короткого расстояния до проводника

Если собака держит апорт спокойно и крепко, следует команда Сидеть и проводник отходит спиной назад от собаки приблизительно на 1м. Как только собака в первый раз сделала хоть маленькое движение в сторону проводника, она в этом самом месте поощряется мотивационным предметом с игрой. Лучше всего, если проводник зажимает мотивационный обьект (МО) под подбородком. После небольшой выдержки собака подзывается командой Апорт в позицию сидеть перед проводником. Если собака держит апорт спокойно и крепко, апорт забирается и собака поощряется МО. Здесь можно варьировать: проводник может перед поощрением еще раз отступить назад или сделать контроль крепости удержания. В любом случае, надо обращать внимание на то, чтобы после забирания апорта собака сперва оставалась спокойно сидеть и не пытаться самостоятельно схватить МО.

Шаг 2 считается законченным, если собака после отхода назад на короткую дистанцию уверенно и точно занимает позицию сидеть перед проводником (фронтальную позицию— ФП) и подносит проводнику апорт со спокойным и крепким удержанием, пока проводник не заберет его.

Важно: Как только собака с апортом проделает небольшое расстояние, чтобы занять перед проводником ФП, тут же выбрасывается МО. Этот мотивационный обьект служит для того, чтобы сделать для собаки положение сидеть перед проводником более интересным и чтобы собака стремилась как можно быстрее занять это положение.

Коротко по шагу 2:

  1. Проводник стоит перед собакой и по команде Апорт дает ей апортировочный предмет в пасть.
  2. Проводник удаляется на пару шагов от сидящей собаки и зажимает под подбородком мотивационный обьект.
  3. По команде Апорт проводник подзывает собаку и помагает ей занять ФП.
  4. Одной рукой проверяется крепость удержания апорта.
  5. Проводник хвалит собаку за желаемое поведение.
  6. Перед забиранием апорта обе руки проводника кладутся на набалдашники апортировочного предмета.
  7. По команда Дай собака отдает апорт и остается спокойно сидеть.
  8. В заключении следует поощрение мотивационным обьектом.

5. Шаг 3

В шаге 3 собака учится по команде Апорт активно забирать апортировочный предмет из рук проводника и проходить короткое расстояние до проводника.

5.1. Подготовка по предыдущим шагам.

Для этого упражнения собака также фиксируется и центрируется. Если шаг 1 и шаг 2 выполняются уверенно, собака готова к шагу 3.

5.2. Активное забирание апорта из рук проводника.

Проводник стоит приблизительно на расстоянии один метр перед сидящей собакой и держит апорт в стороне рядом с корпусом. По команде Апорт собака подбегает к апортировочному предмету и забирает его из рук проводника. Как только апорт оказывается в пасти собаки, проводник становится перед собакой так, чтобы собака могла двигаться прямо на проводника, т. е. без того, чтобы ей пришлось поменять направление движения. Когда собака заняла фронтальную позицию перед проводником и держит апорт спокойно и крепко, апортировочный предмет забирается и собака поощряется мотивационным обьектом.

Шаг 3 считается законченным, если собака по команде Апорт целеустремленно двигается к апортировочному предмету, уверенно хватает его и затем двигается прямо в ФП, при этом подносит проводнику апорт со спокойным и крепким удержанием, пока проводник не заберет его.

Важно: как описано в тексте, контроль крепости удержания апорта производится правой рукой, забирание апорта — обоими руками. Это правило является для собаки помощью, при которой она не будет путать действия проводника и это правило должно в таких четких формах применяться только в начале обучения апортировке. Когда собака становится увереннее и знает, что перед забиранием апорта идет команда Дай, здесь можно уже варьировать, например, контроль можно выполнять левой рукой или обоими руками, или забирать апортировку одной рукой.

  1. Проводник стоит на коротком расстоянии перед собакой и держит апорт в стороне рядом с корпусом.
  2. По команде Апорт собака направляется к апорту и берет его из рук проводника.
  3. После того, как собака взяла апорт, проводник тут же становится в направлении движения собаки, так, чтобы собаке, взяв апорт, не пришлось менять свое направление.
  4. Собака направляется ФП
  5. Собака сидит корректно с апортом перед проводником.
  6. Одной рукой проводник убеждается, что апорт держится крепко.
  7. Проводник хвалит собаку за желаемое поведение.
  8. По команде Дай собака отпускает апорт и остается внимательно и спокойно сидеть.
  9. В заключении собака поощряется мотивационным обьектом.

6. Шаг 4

В шаге 4 собака учится, что после того как она активно забрала из рук проводника апорт, на пути к занятию ФП она меняет направление.

6.1. Подготовка по предыдущим шагам

Для этого упражнения собака также фиксируется и центрируется. Если собака шаг 3 выполняет уверенно, она готова к шагу 4.

6.2. Смена направления движения после хватания апорта

Проводник становится перед или рядом с сидящей собакой и держит апорт в стороне рядом с корпусом. По команде Апорт собака подбегает к апорту и берет его из рук проводника. Только проводник позиционируется так, чтобы собаке на пути занятия ФП пришлось поменять направление движения. Это изменение направление движения является единственным отличием от шага 3. Собака учится, после хватания апорта ориентироваться прямо на проводника, даже если он стоит позади нее. Когда собака заняла ФП и держит апорт спокойно и крепко, апорт забирается и собака поощряется МО.

Шаг 4 считается законченным, если собака по команде Апорт целеустремленно двигается к апорту, уверенно его хватает, тут же разворачивается в направлении проводника и занимает корректную ФП, при этом подносит проводнику апорт со спокойным и крепким удержанием, пока проводник не заберет его.

Важно:сперва техника, потом скорость!

В начале каждой новой части обучения апортировке собака должна учить новые ситуации, что требует большой концентрации от нее. В этой фазе проводник должен обращать внимание только на выполнение упражнения, скорость оставить на потом. Когда собака хорошо запомнит течение упражнения, упражнение чаще всего и так уже будет выполняться быстрее, так как собака научилась, что она будет быстрее поощрена мотивационным оъектом, если быстрее и корректно выполнит упражнение.

  1. Проводник стоит рядом с собакой и держит апорт в стороне рядом с корпусом — МО сейчас уже находится под подбородком.
  2. По команде Апорт собака направляется к апортировочному предмету и берет его из рук проводника.
  3. В то время, пока проводник еще держит апорт в руке, он становится так позади собаки, чтобы ей для занятия ФП пришлось изменить направление.
  4. Собака берет апорт и разворачивается, чтобы подойти к проводнику. >
  5. Собака занимет ФП. Она садится перед проводником и держит апорт спокойно и крепко — проводник мжет апорт забрать и поощрить собаку игрушкой (см. Шаг 3)

7. Шаг 5

В шаге 5 собака учится поднимать апортировку с земли, прежде чем она займет ФП.

7.1. Подготовка по предыдущим шагам.

7.2. Поднятие апорта с земли.

Важно: как только приступаете к шагу 5, уже не используется специальный апортировочный предмет Кнута Фукса с плоской сердцевиной, а берется традиционный апорт. Смысл состоит в том, что только из рук апорт может подаваться собаке так, чтобы обеспечить правильное взятие его с правильной стороны. Если у собак появилась проблема с переходом на стандартный апортировочный предмет, можно для привыкания еще раз повторить шаг 1 с уже этим апортом.

  1. Проводник кладет апорт на землю приблизительно в метре от собаки— МО в этом случае находится в хорошо видимом месте для собаки на куртке проводника.
  2. По команде Апорт собака направляется к апортировочному предмету и поднимает его с земли.
  3. Собака поднимет предмет и делает тотчас разворот, чтобы направится к проводнику.
  4. Проводник подзывает собаку в ФП.
  5. Собака садится корректно перед проводником и затем поощряется мотивационным обьектом.

8. Шаг 6 Полное упражнение по апортированию.

Собака должна теперь свободно апортировать и при этом пробегать еще большее расстояние. Это упражнение сперва подстраховывается помощником.

8.1. Подготовка по предыдущим шагам

Первый раз, когда собака не фиксируется и не центрируется. Если собака уверенно закончила шаг 5, она готова выполнять апортировку на расстоянии и без фиксации.

8.2. Соединение в общее упражнение апортировки

Проводник становится с собакой на свободную ровную площадку, при этом собака подстраховывается помощником при помощи длинного поводка. Проводник может апорт бросить или положить его на желаемое расстояние от собаки. Прежде чем дать команду Апорт, проводник становится в основную позицию, а помощник находится чуть вне линии апортирования, приблизительно посредине между точкой проводник/собака и точкой лежащий/брошенный апорт. Задание помощника наблюдать за поведением собаки и предотвратить ошибки. По команде Апорт собака бежит к апортировочному предмету, при этом помощник подстраховыает собаку на свободном поводке. Сразу после поднятия апорта, собака должна тотчас развернутся и быстро и радостно бежать обратно к проводнику.
Когда собака заняла ФП и держит апорт спокойно и крепко, апорт забирается и собака поощряется мотивационным объектом.
Время от времени поощрение дается из основной позиции. Помощника с длинным поводком используют так долго, пока собака не апортирует уверенно и моментально. Как только собака покажет несколько корректных повторений — помощник убирается.

Коротко общее упражнение:

1. Собака сидит рядом с проводником в основной позиции.
2. В то время, когда проводник бросает апорт, собака остается спокойно сидеть.
3. По команде Апорт собака срывается от проводника и бежит в прямом направлении к апорту. Помощник следит за поведением собаки.
4. Собака бежит прямо и быстро к апорту.
5. Собака сразу и уверенно хватает апорт и разворачивает корпус при этом уже в направлении проводника.
6. Как только собака схватила апорт, она тут же разворачивается и бежит целеустремленно прямо к проводнику.
7. Собака садится перед проводником корректно и при этом держит апорт спокойно и крепко.
8. По команде Дай апорт у собаки забирается и она продолжает сидеть внимательно и спокойно перед проводником до тех пор, пока он не поощрит ее МО.
9. Собака все сделала правильно — за это она хвалится и поощряется игрой.

Читайте также:  Валерий шкляров дрессировка собак
Оцените статью