Дрессировка собак для конвойной службе

Содержание
  1. Выработка навыков. Задержание убегающего
  2. Bookitut.ru
  3. 6. Защита, задержание и конвоирование
  4. 6. 1. Роль помощника
  5. 6. 2. Приучение к прыжку на спину
  6. 6. 3. Как приучить собаку не трогать спокойно лежащего человека
  7. 6. 4. Переход на конвой
  8. 6. 5. Конвоирование без поводка
  9. 6. 6. Конвоирование двух «преступников»
  10. 7. Отказ от корма
  11. 7. 1. Обучение отказу от корма в отсутствие дрессировщика
  12. 7. 2. Как приучить собаку не брать с земли найденный корм
  13. 8. Работы на блоке
  14. 9. Сторожевое охранение
  15. 9. 1. Охрана места. Команда «слушай»
  16. 9. 2. Как приучить собаку не лаять при возбуждении
  17. РАБОТА ПО ЧУТЬЮ
  18. 1. Этапы работ
  19. 2. Выборка вещи дрессировщика (хозяина)
  20. 3. Дополнительные упражнения по выборке
  21. 4. Выборка «чужих» вещей
  22. 5. Работа по следу
  23. 5. 1. Какие могут быть следы
  24. 5. 2. Помощь дрессировщика
  25. 5. 3. Самостоятельное определение собакой направления следа
  26. 5. 4. На что должно быть обращено особое внимание при тренировке работ по следу
  27. 5. 5. Характеры следов
  28. 5. 6. Задания по тренировке
  29. 5. 7. Выборка человека со следа
  30. 5. 8. Методические указания к работе по чутью
  31. 6. Обыск местности. Команда «ищи»

Выработка навыков. Задержание убегающего

Предварительные навыки задержания отрабатывались традиционными способами. Собака конвойной службы должна была догнать и задержать убегающего без предварительного растравливания, с ходу включаясь в работу. Поэтому команда «Фас!» требовала определенной доработки.

Собак приучали хватать убегающих за воротник и валить на землю. Для этого человек дразнил собаку тряпкой или мешком, а, убегая, сначала тащил мешок по земле.

Дрессировщик побуждал собаку поймать этот предмет. Потом убегающий перекидывал мешок себе за спину, поднимая его все выше и выше. А дрессировщик побуждал собаку совершить прыжок и схватить за него. Наконец, мешок заменялся шарфом, потом собаку приучали хватать просто за воротник.

Во время прыжка собаки на человека сзади, помощник часто падал и закрывал лицо руками. (Рефлекторный жест человека в подобной ситуации.) Дрессировщик немедленно давал команду, прекращающую хватку (редко «Фу!», чаще «Дай!»), и приучал собаку не трогать спокойно лежащего человека. Он оставлял ее для охраны, а сам отходил в сторону. Если собака выполняла команду и не трепала лежащего, дрессировщик возвращался и хвалил ее. Если собака бросалась на него, дрессировщик бегом возвращался к собаке и прекращал хватку. Расстояние, на которое он уходил, и время охраны постепенно, по мере обучения собаки, увеличивались. Если помощник пытался вскочить и снова убежать, собака должна была без команды задержать его снова.

Если помощник сопротивлялся, собаку приучали хватать его сначала за правую руку, в которой могло быть оружие, отрабатывался навык хватки человека с ножом и даже пистолетом в руке. В это время собаку приучали не бояться выстрела, как производимого помощником, так и самим дрессировщиком.

Задержание помощника, сопротивлявшегося разными способами, отрабатывалось с обучением собаки навыку перехвата. Скажем, собака хватала его за правую руку и крепко держала ее. Помощник стучал левой рукой (обе руки были защищены рукавами) по правой, предлагая собаке перехватить рукав. Потом наносил ей удары левой, сначала несильные, боковые, или поднимая руку невысоко (чтобы у собаки не появилось страха на замах рукой). Когда собака осваивала навык перехвата левой руки, удары наносились ногой, сначала одной, потом второй. И собака должна была перехватывать дальше. Чтобы снять привычку к дрессировочному халату, помощник облачался в скрытую защиту и, убегая, сбрасывал халат на землю. Если собака останавливалась у халата и начинала трепать его, дрессировщик подбегал к ней, давал команду «Фас!», показывая на убегавшего помощника.

Занятия проводились в разное время суток при разной погоде.

Bookitut.ru

6. Защита, задержание и конвоирование

После того, как у собаки будет воспитано недоверие к чужим людям и в достаточной мере разовьются злоба и сторожевые инстинкты, можно перейти к службе защиты, задержания и конвоирования.

Техническая разработка такова:

1. Дрессировщик идет, имея собаку на поводке, карабин поводка пристегнут к широкому и мягкому ошейнику. Навстречу им появляется помощник, одетый в специальный костюм из брезента с прослойкой ваты, предохраняющий от укусов собаки.

2. Не доходя 4—5 шагов, помощник начинает угрожающе жестикулировать, замахиваться на дрессировщика палкой и т. п. Эти действия должны происходить на глазах собаки и в сфере ее внимания. Естественно, что возбуждение собаки нарастает, и она переходит в активное наступление; дрессировщик ободряет и знакомой командой фас усиливает ее возбуждение.

3. Когда возбуждение достигло достаточной силы, дрессировщик отпускает собаку, которая бежит и схватывает помощника. Еще раньше, в период дразнения привязанной собаки на цепи, в моменты сильного возбуждения можно спускать собаку с цепи на задержание убегающего на глазах собаки помощника.

6. 1. Роль помощника

Роль помощника сводится к тому, чтобы приучить собаку хватать именно за правую руку.

Здесь возможно несколько комбинаций.

1. Для усиления злобы помощник может продолжать бороться с собакой, работая веткой или палкой, возбуждая собаку, может делать попытки к бегству и т. п.

2. Попутно начинают приучать собаку не трогать спокойно стоящего человека. В этом случае помощник прекращает все активные действия, оставаясь стоять без движения; разгоряченная предыдущими возбудителями собака естественно будет продолжать свое нападение.

3. На сцену выступает влияние дрессировщика: следует сильный окрик фу, сопровождаемый рывком и затем резкое приказание сидеть. Помощник, конечно, при этом не производит никаких действий. Как только собака несколько успокаивается, следует ласковое слово.

6. 2. Приучение к прыжку на спину

Приучение к прыжку на спину значительно труднее. Производится оно в следующем порядке.

1. Помощник начинает возбуждать собаку мешком, применяя общепринятые способы возбуждения злости. Затем он дразнит собаку, таща мешок по земле; собака должна быть на длинном по водке, дабы дрессировщик мог всегда оказать сильное влияние на собаку. Хватка за мешок поощряется, при всех нежелательных действиях следует «фу».

2. После того как собака при убегании преступника научится схватывать волочащийся мешок, его помещают на спину (на пояснице), а затем выше, уменьшая вместе с тем мешок и в объеме.

Когда хватка и в этом положении мешка будет достигнута, мешок делается тонким, как бы обвивающим шею помощника, и перекидывается за спину. Затем применяется подшивка такого мешка под воротник.

3. Когда хватка собаки будет совершенно механизирована, мешок не употребляется вовсе; работа идет на один воротник (возможно несколько увеличенный в размере). Во всех случаях поднятия мешка на спину и при хватке за воротник дрессировщик всегда помогает ориентироваться собаке, побуждая ее на прыжок, указывая рукой на ворот ник при команде фас. Во время прыжка собаки на спину возможно падение помощника. В таком случае он должен вытянутыми вперед руками закрывать лицо (лежать ничком, низко опустив голову).

6. 3. Как приучить собаку не трогать спокойно лежащего человека

1. Для приучения собаки к тому, чтобы она не трогала спокойно лежащего человека, дрессировщик подходит по поводку (перебирая его в руках) и, приближаясь, командует сидеть, силой усаживая собаку в тех случаях, если она не успокоилась.

2. Когда собака будет усажена, дрессировщик отходит (так же, по поводку) назад и дает выдержку. При всякой попытке помощника броситься вперед, встать — снова следует активное действие дрессировщика и команда «фас».

3. После нескольких таких упражнений на од ном или двух длинных поводках последний снимается, и все указанные выше действия повторяются на свободе; этими упражнениями, по существу, заканчивается задержание (команда «задержи» или «фас»).

6. 4. Переход на конвой

1. Дрессировщик командует сидеть, помощник, изображающий преступника, встает, после чего группа, т. е. дрессировщик, помощник и собака, начинают идти, имея преступника (помощника) впереди себя в 3—4 шагах.

2. Пройдя известное расстояние, помощник де лает попытку к бегству или к нападению на дрессировщика. В такие моменты собака, дрессированная рядом предыдущих упражнений, самостоятельно бросается преследовать и производит за держание, как сказано выше. После задержания обычно снова тренируется конвой. Здесь следует указать, что в конечном счете дрессировщик уводит собаку от задержанного, а не задержанный уходит от собаки, иначе искажается смысл работы.

6. 5. Конвоирование без поводка

В конечном итоге, собака должна конвоировать без поводка.

1. Начиная обучение, нужно несколько придерживать собаку при бегстве «преступника», натравливая ее командой фас и указывая на убегающего. Такое удержание собаки активизирует ее стремление к задержанию.

2. По задержании порывы собаки к хватке тормозятся, и конвой продолжается.

6. 6. Конвоирование двух «преступников»

При конвое двух «преступников» одним конвоиром с собакой оба конвоируемые одеты в спецкостюмы.

Конвойный с собакой идет, как обычно, сзади.

1. По прошествии некоторого времени оба «преступника» бросаются в разные стороны и убегают.

2. Конвойный некоторое время (вначале) удерживает собаку, а затем, пустив ее с командой фас за одним из убегающих (отпустив их убежать метров на 70—80), бежит и задерживает другого.

3. После чего подводит его к первому, которого задержала и треплет собака, отзывает собаку и продолжает конвой.

4. Особенное внимание нужно обращать, чтобы собака, преследуя одного, при разных отвлечениях, например, выстрелах не прекращала бы погоню и не переключалась на преследование другого.

В период тренировки условия варьируются, причем один из конвоируемых нападает на дрессировщика, а потом убегает. В таких случаях прежде всего собака должна оказать помощь часовому.

При проработке рассмотренных приемов дол жен быть соблюден один принцип: наносимый вна чале удар должен быть возбудителем злобы, а не страха, он должен будить инстинкт «гнева», а не боязнь, дразнить собаку, вызывая ее на более рез кие активные действия. Вот почему в начале дрессировки недопустимы сильные удары.

7. Отказ от корма

В приеме отказа от корма поставлены следующие задачи: отказ от пищи, даваемой чужими в присутствии дрессировщика, затем в его отсутствии и, наконец, отказ брать найденный корм. В такой последовательности мы и будем вести нашу разработку.

Общими целями являются: 1) предохранение собаки от отвлечения при работе в случае нахождения пищи, 2) сохранение жизни собаки при по пытке подбросить ей отравленную пищу, 3) развитие общей дисциплины и закрепление выдержки.

Необходимо прежде всего избегать «соблазнов», т. е. не производить работу, когда собака голодна, ибо в эти моменты ее природные инстинкты будут обострены до крайности.

1. Вот почему мы рекомендуем начинать работу с нормально питающейся, не голодной, но и не перекормленной собакой. Если собака перекормлена, она будет отказываться от корма не под влиянием дрессировщика, а под влиянием полного отяжеления. Впоследствии, когда прием будет достаточно усвоен и прочно закреплен, возможна и даже необходима работа и со слегка недокормленной собакой. Это послужит даже на пользу, делая ее более дисциплинированной, но злоупотреблять этим, в особенности в первое время, нельзя.

2. Дрессировка по данному приему заключается в том, чтобы дать понять собаке, что принятие пищи из чужих рук и самостоятельное взятие пи щи при случайном нахождении ее вызывает сильно неприятные ощущения, увеличивающиеся прямо пропорционально желанию взять пищу.

Технически прием выполняется следующим образом.

1. Собака привязана, дрессировщик стоит рядом, помощник (помощники постоянно меняются) подходит к собаке, имея в руке лакомство. Он из меняет свои подходы, идя к собаке то крадучись, то спокойно, то смело, тон его голоса меняется от ласкового до безразличного.

2. Приблизившись, помощник протягивает руку с кормом к морде собаки. Собака доверчиво (если раньше она не была дрессирована на охрану) пытается взять корм.

3. В этот момент ласковый тон исчезает, и помощник ударяет рукой собаку по морде (провокация).

4. Одновременно с этим идет и влияние дрессировщика, выражающееся в резкой команде «фу» и отдергивании собаки от корма рывком поводка.

После нескольких повторений указанных действий собака становится недоверчивой к протянутой руке чужого человека. Для контраста и более яркого закрепления этого желательно, чтобы дрессировщик время от времени сам давал собаке пищу (лакомство) и при этом ласково гладил собаку, это, конечно, еще больше воспитает у собаки веру только в дрессировщика и недоверие к корму, даваемому чужим.

5. Дрессировщик может вызвать у собаки, кроме недоверия к помощнику, еще и злость командой фас, однако эту команду нельзя давать в момент приближения помощника.

6. Продолжением всего этого может быть бегство помощника, причем возможно снятие собаки с поводка и команда на задержание.

7. При бегстве помощник бросает лакомство, собака иногда может схватить его (только при слабом преследовании бегущего); в таких случаях схваченный кусок должен быть горек (предварительно посыпан немного хиной). Таким образом, у собаки воспитывается недоверие не только к чужому чело веку, дающему корм, но и к самому корму. В «памяти» собаки прочно закрепляется, что корм, даваемый посторонними лицами, противен, горек и причиняет боль.

При обучении отказу от даваемого корма помощник ласково с интонациями различных оттенков провоцирует собаку, протягивая ей корм.

При попытках взять его на собаку обрушивается ряд неприятностей: удар хлыстом (для злобных и сильных собак), рывок парфорса и окрик «фу» со стороны дрессировщика и провокационный удар со стороны помощника. При хорошо налаженной смене людей и при повторении этих упражнений собака быстро разочаровывается в чужих людях, теряя доверие к ним. В скором времени уже одно протягивание руки помощника будет вызывать стойкую оборонительную реакцию собаки.

Прием может быть разработан и так.

1. Помощник, подходя с ласковыми интонациями, протягивает лакомство, но собака, уже несколько усвоив прием, не берет корм, зная, что это связано с неприятными последствиями.

2. Тогда этот корм (предварительно посыпанный хиной) нужно бросить на землю; возможно, что и на брошенный корм собака не будет реагировать.

3. В таком случае помощник делает вид, что он хочет поднять корм, обычно собака сама начинает пытаться взять корм, — тогда надлежит поступать, как указано выше.

4. Даваемый корм необходимо менять, чтобы у собаки закреплялся отказ от всякого корма, будь это мясо, хлеб и т. д.

7. 1. Обучение отказу от корма в отсутствие дрессировщика

Принципы работы те же, только вначале дрессировщик, отходя от собаки на 15—20 м, еще влияет длинным поводком и парфорсом (собака привязана на цепи в простом ошейнике), а затем, сняв поводок, наблюдает издали, будучи невидим собакой, приходя ей на помощь соответствующими командами, интонациями в нужный момент.

7. 2. Как приучить собаку не брать с земли найденный корм

Чтобы приучить собаку не брать с земли найденный корм (заранее раскиданный в определенном месте), применяется следующий подход:

1. Во время прогулок собака находит лакомый кусок, но, схватив его, получает ощущение горечи (от хины), 2. Кроме того, немедленно следует окрик «фу» и рывок. Окрик «фу» в данном случае вскоре будет играть роль предупреждения. Разбрасываемые куски, обмазанные хиной или сухой горчицей, не должны быть, маленькими, так как таковые собака быстро проглатывает. Не имея возможности сразу проглотить большой кусок или кость с мясом, собака должна его кусать. В таком случае она резко почувствует хину.

8. Работы на блоке

1. Помощник заранее прячется в кусты на местности перед блоком, дрессировщик приводит и пристегивает собаку к блоку, после чего с командой «охраняй» отходит в тыл (предварительно собака неоднократно бегала с дрессировщиком вдоль блока и уже приучена к движению по блоку, не боясь звука трения кольца с проволокой и получаемых от трения искр).

2. Время от времени помощник начинает шуршать в кустах, а затем наступает на собаку, бегает вдоль блока, возбуждая ее на громкий лай.

3. На лай собаки прибегает «хозяин» и одобряет ее, периодически (через 2 дня на 3-й) спуская ее с блока на задержание.

4. Помощника задерживают и уводят на глазах собаки.

5. Затем переходят к работе на более позднее время в сумерки. Продолжительность настораживания увеличивается, шорохи слабеют. дрессировщики ни в коем случае не должны допускать на глазах собаки дружеских взаимоотношений с помощниками, изображающими «преступников».

Читайте также:  Корм собак во время болезни

В тех случаях, если собака рвется или все время обращает внимание не на сторону «фронта» а в «тыл», на ушедшего «хозяина», рекомендуется первое время после постановки собаки на блок «хозяину» не уходить, подбадривая собаку на шумы помощника, начав свой отход в тыл после того, как собака будет четко реагировать на наступающего помощника.

По мере перехода на работу по охране в темно те сторожевые реакции собаки наступают, главным образом, не при зрительных, а при слуховых раздражителях, что, по существу, и требуется от караульных собак.

К тренировкам по этому виду работ нужно отнести, главным образом: 1) сохранение недоверия к чужим, 2) поддержание связи между появлением шорохов и причинением собаке «неприятности», 3) развитие длительного сторожевого напряжения и внимательности. Караульная собака должна обладать хорошим контактом между местом охраны, окружающими условиями и обороной. В силу этих условий караульная собака должна сжиться с охраняемой территорией. Еще раз подчеркиваем, что все виды службы охраны представляют собой единый комплекс с отдельными приемами, тесно переплетающимися между собой.

Общая схема порядка прохождения всех этих упражнений такова.

1. Собака на цепи развивает злобу на подходящего человека.

2. После того, как сильной травлей собака будет достаточно озлоблена, инсценируется «бегство» преступника.

3. Собаку пускают на задержание.

4. После задержания идет естественный пере ход на конвой снова с инсценировками бегства и нападения (переходы от одного к другому совершенно незаметны, так как общая злоба, а также и активность уже достаточно развиты).

5. Затем собаку приучают к караульной службе на цепи и на блоке, иногда в целях удовлетворения допуская спуск собаки на задержание).

6. После этого вводят обучение свободному окарауливанию. Только после развития общей злости, хорошей и сильной хватки можно переходить на охрану, на отказ от корма и на приучение к тому, чтобы собака не трогала спокойно стоящего человека (тормозные сдерживающие моменты вводятся крайне осторожно).

7. Попутно с общей травлей идет приучение и к тому, чтобы собака не боялась выстрелов (с двух сторон).

9. Сторожевое охранение

9. 1. Охрана места. Команда «слушай»

Основными вопросами здесь являются следующие: 1) способ оповещения об опасности; 2) полное заглушение лая; 3) приучение к длительному настораживанию.

Лучшим и наиболее легким способом оповещения является использование врожденного инстинкта и естественных движений (поведения) собаки.

Проработка сторожевой службы военной собаки мыслится нам в такой последовательности:

1) развитие сторожевых, ориентировочных и оборонительных инстинктов и приучение к внимательной и длительной сторожовке (в начале реакция вызывается более грубым проявлением раздражителя, резкие шорохи и шумы, а затем собака начинает реагировать на малейший шорох);

2) заглушение лая;

3) естественное настораживание (поведение) собаки при приближении опасности и естественное стремление вперед, вызывающее натягивание поводка, который может быть пристегнут к поясному ремню дозорного.

Обучение сводится в основном к следующему.

1. После того, как у собаки будет воспитана путем натравливания недоверчивость к посторонним и явно выраженная злоба, дрессировщик начинает работу по сторожовке в сумерки.

2. Для этого он уходит с собакой без помощника в уединенное место, чтобы совершенно не было отвлечений внешнего мира, и, привязав собаку к поясному ремню, начинает ждать, обращая внимание собаки в сторону «фронта» и давая команду «слушай», произносимую тихим голосом.

3. Спустя некоторое время, из-за кустов или деревьев появляется помощник, ушедший несколько раньше, и, приближаясь с легким шумом к собаке, делает наступательные движения. Собака возбуждается и настораживается или пытается броситься вперед, натягивая поводок. Движения помощника должны быть тихо крадущимися, временами шуршащими, временами затихающими (паузы с перебежками в сторону собаки).

4. Когда собака даст желаемую реакцию, помощник скрывается, а собака получает поощрение (периодически необходимо давать удовлетворение путем хватки).

После ряда повторных упражнений у собаки устанавливается связь процесса сторожовки с естественным настораживанием (т. е. связь между шорохом и шумом) с наступающей реально ощутимой неприятностью, что и вызывает естественную оборонительную реакцию.

5. Вскоре дрессировщик переходит к работе в темноте, когда собака реагирует исключительно на шум, производимый помощником. Работа ведется при полной темноте, но условный рефлекс на шум уже закреплен и постепенное заглушение шума почти до ничтожного шороха все же дает нужную реакцию (к шуму надо отнести хруст веток, шаги, звук оружия и т. п.). В последующих упражнениях необходимо уменьшить силу звуковых раздражите лей, время от времени все же давая непосредственный раздражитель, т. е. появление помощника и реально ощутимую неприятность. Постепенно время появления раздражителей оттягивается, в силу чего собака привыкает к более длительной и напряженной сторожовке.

Места работы и помощников необходимо постоянно менять, в целях избежания нежелательных связей.

9. 2. Как приучить собаку не лаять при возбуждении

Как сделать, чтобы собака не лаяла при получении возбуждений? Одно из средств — это подрезка хирургическим путем голосовых связок у сторожевых и разведывательных (не караульных) собак или применение соответствующего намордника.

Для заглушения лая, помимо подрезания голосовых связок (применяется крайне редко), существует несколько способов:

1) тренировка в естественной ночной обстановке: абсолютная тишина, шепотом произносимая команда «слушай», и настороженность окружающих людей, которая постепенно передается собаке. После ряда выходов на работу собака лишь слабо ворчит, но не лает. Все попытки собаки к лаю во время тренировок надлежит тормозить командой фу;, 2) накладывание вокруг пасти собаки кольца из резины (первое время собака будет стремиться снять его);

3) работа в особо приспособленном наморднике;

4) работа на схватывание бринзеля, прикрепленного к поясу. Тренировка работы по сторожевому охранению проводится главным образом при хорошо инсценированной работе в дозорах, секретах и засадах.

При проведении этой тренировки необходимо иметь в виду следующее:

1) проводник должен периодически сам возбуждать собаку командой слушай и указанием направления, замечая естественное ослабление внимательности;

2) периодически для поддержки заинтересованности собаки в работе необходимо давать удовлетворение путем инсценировок, выражающихся в форме реального задержания и т. п. активных действий собаки с реальным результатом (не менее 2 раз в месяц);

3) необходимо постепенно понижать силу звуковых раздражителей, вызывающих настораживание собаки, исключая вовсе, зрительные раздражители;

4) механизировать заглушение лая усиливающимися запрещениями и лаской (после настораживания без лая);

5) систематически втягивать собаку в ожидание опасности и в реальное ее ощущение, оттягивая время появления раздражителей, воспитывая длительную настороженность;

6) систематически втягивать в ожидание опасности в определенных направлениях и в разное время;

7) тренировать собаку в разных условиях времени суток, окружающих условиях и погоды.

РАБОТА ПО ЧУТЬЮ

1. Этапы работ

Работой по чутью разбивается на ряд следующих отдельных работ:

1) Упражнения по выборке вещей дрессировщика из ряда вещей, принадлежащих другим лицам.

2) Работа по следу, проложенному для собаки посторонним лицом, со всеми усложнениями следовой работы, вводимыми постепенно.

3) Работа по выборке искомого, чужого для собаки запаха среди других посторонних запахов. К этому упражнению нужно отнести выборку чужих вещей, выборку искомого человека из ряда других людей и, наконец, выборку искомого следа среди других следов.

2. Выборка вещи дрессировщика (хозяина)

Основная команда «нюхай», вспомогательные: «апорт» и мягкое «фу».

При этой работе вводится основная команда, «нюхай» или какое-либо другое слово как общий сигнал к принюхиванию вообще, команда же «апорт» может только подтвердить правильность поиска.

При ошибке собаки применяется мягкое «фу», тормозящее допущенную неправильность, но именно мягкое «фу», ибо резкое «фу» создает у собаки общий тормоз к самому процессу выборки.

Технически упражнение строится так.

1. Дрессировщик дает собаке обнюхать знакомый для нее апорт, трет его руками на глазах собаки, а затем, усадив собаку, отходит шагов на 10 12 и кладет апорт на землю.

2. То же делают и другие два дрессировщика (если занимаются несколько собак в группе).

3. Апорты примерно одинаковой величины и формы, лежат на расстоянии 15—20 см друг от друга.

4. Затем дрессировщики возвращаются к своим собакам и по очереди проделывают следующее: положив руки (легко) на морду собаки (лучше не класть руки, а только держать их около носа собаки), дрессировщик как бы заставляет собаку понюхать запах своих рук.

5. Все эта сопровождается командой «нюхай». Возможно, что в первое время собака, не понимая, в чем дело, будет мотать головой, стремясь сбросить руки.

6. В таком случае нужно погладить собаку, не закрывать руками ее глаз, и, подержав руки около носа 5—6 секунд, жестом руки указать на лежащие на земле апорты и послать к ним собаку с той же командой нюхай. В первые два дня можно послать собаку с командой «нюхай, апорт». Это может помочь собаке связать свой подход к куче апортов с нахождением искомого апорта.

7. Собака в силу жеста, а возможно и движения дрессировщика к кучке лежащих апортов, а с другой стороны — в силу стремления за апортом, обычно подходит к кучке и в большинстве случаев с первого или второго раза начинает принюхивать лежащие апорты. Она сравнительно редко берет тот или иной апорт сразу — без всякого принюхивания.

8. Если она берет чужой апорт, дрессировщик дает мягкое «фу». Чрезмерно возбудимые собаки обычно хватают первые попавшиеся апорты. Эти собаки требуют прежде всего воспитания общей уравновешенности.

9. Только тогда, когда собака обнюхивает искомый апорт, но сама его не берет, следует вспомогательная команда «апорт».

10. Если дрессировщик почувствует, что собака запуталась в апорте и выборка сорвана, нужно снова отвести собаку на 8—10 шагов, усадить, дать снова обнюхать руки и опять послать на выборку.

11. При правильной выборке собаку ласкают, хвалят ласковой интонацией, играют с ней и дают лакомство. При посылах на выборку команда «нюхай» дается тихо, возбуждающе зовущим тоном.

При повторных ошибках собаку посылают снова, опять так же спокойно и внимательно, не повышая угрожающих интонаций.

3. Дополнительные упражнения по выборке

1. Случается, что обучаемая собака долго не улавливает необходимости обнюхивания предмета и выборки его, как бы не зная, что ей делать при подходе к лежащим апортам.

2. В таком случае можно рекомендовать бросать на глазах собаки свой апорт с таким расчетом, чтобы он попал в небольшую кучку других апортов (2—3). В силу стремления за брошенным апортом, собака, подбежав к лежащим апортам, будет «знать», что ей нужно делать.

3. Для первоначальных упражнений по выборке нужно употреблять апорты, к которым собака уже привыкла. Только заинтересованность в апортировке заставит собаку нюхать и искать свой апорт (вот почему необходимо еще в щенячьем возрасте прививать «любовь» к апорту).

4. Затем можно выбирать носовые платки, фуражки, поясные ремни и т. п. предметы. Иногда полезно ставить собаку на выборку своего предмета среди разных по форме предметов.

5. Если при первоначальных упражнениях по выборке вещей собака два раза ошиблась, взяв один и тот же апорт, нужно его изъять, ибо он является уже слишком сильным раздражителем, знакомым для собаки. Изъяв его и дав собаке снова обнюхать руки, мы облегчаем условия поиска по чутью.

6. Постепенно выборка усложняется. Количество вещей с чужими запахами увеличивается, лежащие на земле вещи сдвигаются плотнее, и искомая вещь перемешивается в куче. Время пуска собаки в соотношении со временем укладки вещей постепенно оттягивается, и вещи перестают быть учебными апортами и становятся действительно самыми разнообразными предметами.

Схема обучения собаки выборке искомого запаха из ряда разных запахов.

Примечание. Такой же порядок постепенной усложненности идет и при выборке «чужих вещей».

Возникает вопрос, зачем требуется перед посылом собаки на выборку давать ей обнюхивать руки.

Может ли собака без этого выбирать апорт своего дрессировщика. Безусловно, может, ибо собака хорошо знает запах своего дрессировщика. Но выборка своих вещей не есть цель, это есть лишь средство временного характера, средство для легкого перехода к целевой установке, к выборке чужих вещей по искомому чужому запаху. Обнюхивание рук помогает скорейшему, четкому и безболезненному переходу к выборке чужих вещей.

4. Выборка «чужих» вещей

После того, как собака хорошо будет выбирать вещи дрессировщика из ряда вещей с чужими запахами, переходят на выборку чужих вещей, ни когда уже более не возвращаясь к выборке вещей дрессировщика.

Техника обучения такова:

1. Дрессировщик не кладет своей вещи в кучу апортов. Здесь именно и поможет предварительное обнюхивание рук. Собака к этому времени уже прочно связала момент обнюхивания рук с выбор кой идентичного запаха среди апортов.

2. Дрессировщик подводит собаку к одному из лиц, положивших свой апорт, усаживает ее и дает обнюхать руки этого человека, после чего обычны ми жестом и командой посылает собаку на выборку. Нет сомнения, что первые 2—3 раза собака будет искать среди апортов вещь с запахом дрессировщика и ошибаться.

3. В некоторых случаях она будет брать чужие вещи с похожими запахами, на что следует мягкое фу, иногда собака будет возвращаться, не взяв никакой вещи.

4. В таком случае дрессировщик снова дает ей обнюхать руки человека, положившего апорт, и снова посылает собаку. Очень скоро она начинает делать выборку, т. к. сам момент предварительно го обнюхивания рук и затем последующей выборки у нее уже прочно закреплен ранее при выборке своих вещей. При таком построении приема пере ход к выборке вещей с чужим запахом наступает довольно быстро и безболезненно, так как собака, обнюхивая чужие руки знает, что надо делать.

5. Постепенно выборка усложняется, число апортов увеличивается, апорты заменяются раз личными вещами посторонних людей. Время пуска собаки оттягивается, дрессировщик особенно внимательно относится к команде»фу»и системе поощрений, не допуская ошибок.

6. После того, как выборка нужных вещей станет четкой, нужно переходить к слепой выборке, когда дрессировщик сам не знает, кому при надлежит та или иная вещь.

При углублении проработки выборки руководителю необходимо обратить внимание на следующее нежелательное явление: при посыле собаки на выборку дрессировщик дает команду «нюхай». собака, подойдя к лежащим предметам, начинает их обнюхивать, если она уже подготовлена к этому предыдущими упражнениями. При задержке собаки над каким-либо предметом, не подлежащим в данном случае выборке, обычно следует повторная команда «нюхай». При следующей задержке собаки над другой, не искомой, вещью снова звучит команда «нюхай». Вскоре нюхай становится тормозом в равной мере, как и фу. Другими словами, налицо имеется скрытое бессознательное управление собакой при выборке, что ломает и искажает действительность выборки. В первые дни обучения выборке помощь собаке, конечно, необходима, но посте пенно при выборке нужно отказаться от дачи каких бы то ни было повторных команд.

Нужно также учесть, что стимул для выборки чужих вещей не так силен, как для выборки своей вещи. В силу чего она может и не использовать максимальной способности своего чутья. Поэтому при удачной выборке чужой вещи дрессировщик должен резче подчеркнуть успех ласковыми интонациями, жестами и другими мерами поощрения.

Развивая способность собаки к дифференцировке запахов, собаку тренируют на одинаковых по внешней форме палочках, не бывших в употреблении, раздавая их в руки нескольким лицам. Время нахождения палочек в руках постепенно уменьшается, доходя до нескольких секунд.

Розыскных собак необходимо тренировать на выборку вещи не только с запаха рук, но и со следа и, кроме того, на выборку человека с вещи.

5. Работа по следу

Команда «нюхай», «след», «след».

Работа по следу (по чутью) является самым центральным моментом в общем комплексе работ розыскной собаки. Связанная с обыском местности и самостоятельным нахождением следа, эта работа является основной. Поэтому при обучении работе по следу, а главное, при последующей тренировке дрессировщик должен особенно тщательно прораба тывать вопросы, связанные со шлифовкой работы по чутью, постепенно вводя условия, усложняющие работу и в то же время стремясь поддерживать заинтересованность собаки в поиске и ее стремление к конечному результату, помня, что только при этих качествах собака будет прорабатывать более или менее сложные следы.

Читайте также:  Есть ли памперсы для собак крупных пород

При шлифовке работы собаки должно быть учтено влияние почвы на сохранность следа, время его прокладки, влияние ветра на рассеивание молекул запаха, влияние отвлечений внешнего мира, влияние температуры, общее состояние собаки и особенности ее характера.

Для первоначального обучения могут быть рекомендованы последовательно построенные способы.

1) Дрессировщик привязывает собаку, усаживает ее и, беря на глазах собаки апорт, уходит, несколько волоча ноги по земле (дабы собака обратила внимание вниз, на землю), скрывшись с глаз собаки за кустами или среди деревьев (60—75 шагов) и положив апорт, дрессировщик, таким же способом возвращается обратно, отвязывает собаку и берет ее на длинный поводок. Держа его левой рукой, правой дрессировщик указывает на след, нагибаясь и говоря «нюхай, след, след», как бы ведя собаку по следу. На это упражнение уходит, как правило, 2—3 дня занятий.

2) Как только собака поднимает морду кверху, дрессировщик снова прибегает к жесту, указывая на землю, давая ту же команду. Вскоре собака обычно начинает сама принюхивать след.

3) Помощник дразнит привязанную собаку, а затем убегает и, скрываясь за углом, кустами и т. п. укрытиями, меняет направление. Спущенная собака бежит сначала без всякого принюхивания, но, добежав до того места, где помощник скрылся, естественно начинает принюхивать след. дрессировщик использует это, давая команду «нюхай, след, след».

Длина прорабатываемого следа (вначале она равна 60—100 м) постепенно увеличивается.

4. Попутно характер (форма) следа меняется — от прямого до волнообразного, затем следы переходят на изломы с тупыми и прямыми углами.

5. Рекомендуется после излома на углах давать длительный (100—150 м) прямой пробег, с целью выравнивания нервного состояния собаки (при каждом повороте собака приходит в некоторое возбуждение, вызываемое ориентировочной реакцией), затем изломы становятся чаще, переходя в острые углы, после которых вводятся опять длительные, прямые пробеги. По проработке следа и нахождении искомой вещи или человека собака должна получить соответствующее «удовлетворение», что разовьет и сохранит у нее должную заинтересованность в стремлении к результату. При нахождении человека это удовлетворение сводится к дразнению, хватке и трепке; при нахождении вещей — к поощрению, игре с дрессировщиком и получению лакомства.

6. Дальнейшими усложнениями в работе являются комбинированные сочетания закругленных поворотов, острых, тупых и прямых углов, после чего дрессировщик переходит на перерывы и пере сечения следа (пересечения могут вводиться и ранее, при работе собаки на длительных прямых пробегах).

7. Перерывы следа устанавливаются путем скачков помощника сначала прямо по направлению следа, а затем в сторону, продолжая прокладку следа и, наконец, скачками под тупыми, прямыми и острыми углами.

Перерывы определяются и естественными препятствиями, как-то: вода, болото, пыльная дорога.

8. Пересечения нужно вводить постепенно, а именно: вначале след одновременно прокладывается другим человеком, затем чужой след пересекает ранее проложенный основной знакомый след. Во всех случаях след необходимо пересекать вначале перпендикулярным проходом, затем — под острыми углами и, наконец, искомый след частично заглушают путем движения по ранее проложенному искомому следу.

9. В тех случаях, когда собака отказывается от работы по сильно усложненному следу, необходимо облегчать условия прокладки. По пути следования помощник оставляет апорты на следу: сначала просто на земле, а затем зарывая их или подвешивая на кустах.

5. 1. Какие могут быть следы

Прокладываемые следы могут быть контрольными, полуконтрольными или полуслепыми и слепыми.

1. Контрольными следами (они необходимы в первой стадии обучения) называются такие следы, при которых дрессировщик знает исходную точку, направление, повороты, места брошенных и спрятанных апортов и конечный пункт. Для этой цели уходящий помощник делает на своем пути контрольные метки (мелом на деревьях, втыканием вех и т. п. условными обозначениями) или форма следа заранее устанавливается дрессировщиком.

Собака ни в коем случае не должна видеть направление уходящего, а тем более самый процесс про кладки следа, допуская это лишь в первые дни обучения. Контрольные следы позволяют дрессировщику в нужный момент приходить на помощь обучаемой собаке, направляя ее на след. Перед посылом собаки на поиск тренировку необходимо строить так, чтобы собака не видела уходящего человека. Нужно приучить ее начинать поиск лишь по наличию запаха человека. В таких случаях достигнутые результаты, т. е. нахождение человека, являются для собаки как бы неожиданностью, острее увеличивая стимул поиска при наличии любого запаха.

2. Слепые следы необходимы для проверки работоспособности собаки вне зависимости ее работы от поведения (влияния) дрессировщика. В таком случае ни собака, ни дрессировщик не знают на правления следа (при хорошо развитом поиске собака, заинтересованная в проработке, самостоятельно находит и исходную точку следа).

5. 2. Помощь дрессировщика

Помощь дрессировщика, работающего по контрольному следу, особенно важна в моментах, усложняющих работу, но это совершенно не значит, что он должен заранее помогать собаке. Необходимо давать собаке ошибаться, следя за тем, как она выходит из создавшегося положения, вовремя направляя и помогая ей, когда энергия начинает падать.

5. 3. Самостоятельное определение собакой направления следа

Самостоятельное определение собакой направления следа — это подвод собаки к исходной точке в разных направлениях. Затем собак тренируют и на самостоятельное нахождение следа.

1. В первой стадии тренировки, а также ночью, работа по следу ведется на поводке; время пуска по следу удлиняется, увеличиваясь на 2—3 минуты при каждом новом занятии. Главное внимание при работе должно быть обращено на интенсивность поиска, активность в процессе облаивания и процессе принюхивания.

2. На исходной точке задерживать собаку дол го не следует, т. к. острота запаха наиболее ярка в первые моменты, а при ряде повторных принюхиваний обонятельный орган привыкает к запаху, и реакция на ощущение запаха тускнеет.

3. При следовой работе собака может (главным образом в зависимости от влияния ветра) работать верхним и нижним чутьем, т. е. беря запах непосредственно из воздуха или почвы. Первого способа работы нужно избегать, ибо результат его может носить случайный характер и работа собаки при этом не имеет должной четкости. Второй способ наиболее желателен.

4. Работая по следу постоянно с людьми своего коллектива, собаки обычно легко прорабатывают эти следы, так как весь комплекс запахов, оставленных на следу, носит знакомый характер.

В данном случае можно привести аналогию, когда собаки привыкают выбирать свою вещь при выборке, легко ее выбирают и с большим трудом переходят на выборку чужих вещей с незнакомыми запахами, требуя особых для этого упражнений. В силу этих же причин, обучаемые собаки почти не сбиваются при случайных пересечениях следа чужими людьми, в то же время часто ошибаясь в условиях специально поставленных заданий по выборке искомого следа из ряда следов, проложенных людьми своей части.

Ставя при обучении собаки работе по следу обязательную натренированность в выборке искомого следа из ряда других следов (как выборку «чужого» апорта-вещи из ряда других апортов вещей), без чего служебная собака не может именоваться розыскной, мы должны приучить собаку работать в следующих, специально для этого организованных упражнениях, проводимых после того, как собака будет достаточно активно и четко прорабатывать слепые следы с поворотами и углами протяжением 800—1000 м.

1) Помощник прокладывает контрольный след.

Дойдя до определенного, заранее точно обусловленного места, помощник под прямым углом сворачивает влево. В это время другой помощник подходит к этому же углу с правой стороны и в точке (вершине) угла сворачивает вправо, как бы продолжая след первого помощника. Через 5—10 минут по следу первого помощника пускается собака.

Вначале она легко переходит с искомого следа на след второго помощника. В силу того, что след и угол контрольный, дрессировщик собаки задерживает свой ход за 10—15 м до угла и направляет собаку в нужную сторону. Вскоре проводник перестает задерживаться до угла (задерживаясь лишь при неверной проскачке собаки, т. е. при переходе на след второго помощника).

При ошибках собаки дрессировщики руководствуются, как и при неверной выборке чужих вещей («фу» и «хорошо»). Когда собака путем постоянных поправок привыкает к необходимости на углах тщательной выборки следа, можно перейти на слепые углы расхождения помощников (инструктор контролирует работу, возвращая дрессировщика при неверном переходе).

2) После того, как собака будет выбирать след на углах, переходят к более сложному упражнению по выборке следа, а именно на работу «на веер».

Для этого 3—4 помощника прокладывают след, идя один за другим, и останавливаются в одной точке.

К этой же точке со стороны подходит искомый помощник, после чего делает острый угол в сторону и уходит, а 3—4 помощника веером расходятся из — общей точки пересечения. Собака пускается по следу из точки выхода искомого помощника и, дойдя до точки пересечения, из которой вышли веером около 5 человек, должна самостоятельно из всех следов выбрать искомый. Нет сомнения, что все расхождения веером в начале обучения этому упражнению должны быть контрольными (потом переводятся на слепые).

Только такого рода упражнения по выборке искомого следа, повторяемые в разных комбинациях, в т. ч. в сумерки и в ночной обстановке дадут над лежащие установки в работе для розыскной собаки.

Принуждения при следовой работе можно вводить лишь в тех случаях, когда заинтересованность собаки ярко выражена, и сама по себе работа достаточно механизировалась. Всякое иное употребление принуждений грозит остановкой работы по следу, возможным срывом.

5. 4. На что должно быть обращено особое внимание при тренировке работ по следу

Особое внимание при тренировке работ по следу должно быть обращено на сохранение активной заинтересованности и на развитие способности дифференцировки запаха. Без заинтересованности собака ослабляет темп работы, ухудшая качество, и при малейшем затруднении теряет след или легко переходит на чужой след, не различая его. Во втором случае собака и не может дифференцировать запах, так как она во время тренировок никогда не ставилась в такие условия. Во избежание этих моментов, сводящих работу розыскных собак к нулю, помимо соблюдения общих указаний к тренировке необходимо: 1) обязательно давать удовлетворение при продолжительном результате работы; 2) совершенно избегать какой бы то ни было лживости в инсценированной прокладке следа; 3) постоянно менять прокладчиков, используя при малейшей возможности чужих людей; 4) давать тренируемой собаке возможность ошибаться, создавая условия выборки следа («дифференцировки»), снимая ее с неверного следа, ставя на верный след и поощряя ее как в пути, так и при конечном удачном результате. Без сознательно поставленных ошибок и соответствующих поправок розыскная собака, случайно перейдя на чужой след, будет всегда идти по нему с такой же энергией, как и по настоящему следу.

Усложненные условия тренировок розыскных собак требуют большой затраты времени и силы, но без этого совершенно нельзя выдрессировать собаку различать индивидуальные следы. За месяц нужно давать возможность собаке работать по выборке искомого следа из следов 3—4 человек не менее 10 раз, всегда усиленно удовлетворяя ее при правильном результате.

5. 5. Характеры следов

Свежесть следа определяется количеством времени, прошедшего после момента его проложения. Молекулы запаха, оставленного на следу, распространяются в воздухе, улетучиваются, вследствие чего ост рота следа, т. е. количество молекул на той или иной почве теряется.

В начале обучения, как известно, необходимо работать по особо свежему следу (с двойной его про кладкой). Постепенно, после того, как у собаки привьется заинтересованность к поиску и закрепится связь команды с действием (путем соответствующих удовлетворений собаки), надлежит оттягивать время пуска собаки по следу, набавляя каждый раз 2—3 минуты (приблизительно).

Таким примерно порядком продолжительность работы собаки по следу доводится до 6—8 часов.

Следы по характеру делятся на: 1) свежие, горячие, 2) нормальные, 3) охлажденные, 4) холодные.

Наиболее трудными являются «холодные» следы, при которых молекулы запаха остались на почве лишь частично, с большими перерывами на всем протяжении следа; происходит это оттого, что прокладчик следа давно уже прошел, и молекулы запаха рас сеялись. В последнем случае собака, заинтересованная в поиске, в силу естественных причин замедляет темп работы, теряет след, активно ищет его, снова теряет и снова находит, идя нижним чутьем.

Работать по холодному следу может лишь хорошо отшлифованная в работе собака, а главное — с сильно развитым чутьем, способная давать четкие дифференцировки, заинтересованная в работе и постоянно стремящаяся к достижению результата, а следовательно злобная и энергичная на поиски человека.

5. 6. Задания по тренировке

По окончании годичного курса тренировки нормально развитая служебно-розыскная собака должна отвечать следующим требованиям:

1. Уметь вести заинтересованную и активную работу по 4—6 — часовому следу на дистанции до 6 км, по любой почве, со всевозможными изломами следа, пересечениями и другими усложнениями в работе, вплоть до выборки следа из ряда других следов.

2. Работать по выборке следа человека и вещей и обыску местности в любое время суток.

3. Иметь совершенно механизированное, безотказное выполнение приемов общего послушания.

Тренируемые собаки требуют постоянного за собою наблюдения и обучения, в связи с чем ведение правильных записей в дневнике о ходе работ по тренировке и полученных результатов должно быть поставлено на первое место.

Совершенно недопустимо проводить тренировку по следу при помощи постоянного или даже неоднократного использования в качестве прокладчика следа одного и того же лица. Во всех случаях в качестве прокладчика следа должен быть использован «чужой» человек. В более сложной стадии тренировки к проложению следов, пересечению их, рас хождению и т. п. усложнениям должны быть по возможности привлечены 3—4 прокладчика следа (не менее 2—3 раз в 6-дневку). Эти требования необходимо считать основными, без выполнения которых тренировка чутья служебно-розыскной собаки должных результатов не даст.

В тех случаях, когда собака, работая по обыску местности, попав на след, переходит на работу по следу, надо обязательно поощрять ее, в тех же случаях, когда собака, работая по следу, будет срываться с такового и переходить на обыск местности, необходимо заглушать это, заставляя ее прорабатывать взятый след до конца.

Принуждения как сдерживающие начала, как тормоз ряда нежелательных действий можно вводить при следовой работе лишь в тех случаях, когда заинтересованность в работе у собаки ярко выражена, и сама по себе работа достаточно механизировалась. Употребление же принуждений в других случаях грозит приостановкой работы собаки по следу и возможным срывом этой работы.

Вначале след прокладывается невдалеке от дорог, пересекаясь через проезжую дорогу, причем на протяжении следа могут встречаться различные зрительные и слуховые раздражители (люди, лошади, поезда и т. п.).

Примерное задание (6 месяцев). В первый период тренировки прокладка следа производится утром или под вечер при средних температурах на ровной местности, возможно, с кустарником или по опушке леса, при среднем боковом ветре, на земной или луговой почве. К концу 6-го месяца тренировки след прокладывается до 4 км и по форме приближается к петлям и закругленным поворотам разного типа. Возможен ввод отвлечений физиологического характера. Вводится выборка человека с вещи. След пересекается дорогой и следами разных людей, обутых в ношенную обувь; пересечения идут под разными углами и в разное время. Следы частично затоптаны. Собака пускается через 2 часа; к концу 6-го месяца время интервала доходит до 4 часов, причем после прокладки на протяжении до 150 м собака самостоятельно ищет исходную точку следа. Общее состояние атмосферы нормально, след заканчивается непосредственно выборкой из толпы до 20 человек; на 75% следы слепые.

Примерное задание (7—8 мес.). Условия выборки следа усложняются. Злость на чужого должна быть увеличена. След прокладывается за 3—3.5 часа до пуска собаки протяжением до 5 км, с поворота ми (углами различного характера, временами зигзагообразной формы с пересечениями, строго контрольными разными углами в разное время дня).

Читайте также:  Загнутый хвост у собак

Работа производится и ночью при зрительных и слуховых отвлечениях, — возможно по лесу, кустарнику и ровной местности при боковом ветре средней силы, на сухой почве или на болотистой, при отвлечениях физиологического характера. Следы прокладываются человеком в ношенной обуви, причем собака самостоятельно ищет исходную точку следа, примерно на протяжении 250 м. Во время работы по следу собака должна найти закопанную вещь и провести непосредственно со следа выборку из толпы. Прокладчики каждый раз меняются.

Дача удовлетворения собаке не менее 10 раз в месяц. Выборка человека идет с вещи, следы слепые на 2/3 и контрольные 1/3.

Примерное задание (9—10 мес. тренировки).

Следы прокладываются за 4—6 часов до пуска собаки протяжением до б км, следы разнообразного характера, с поворотами различной формы, с пере сечением следов разными дорогами, с частичной прокладкой следа по дорогам, с петлями, проскоками, обрывами следа. Кроме того следы пересечены разными людьми в разных направлениях, дифференцировка следов при разных углах, проложенных в разное время суток при сильных отвлечениях зрительного, слухового и другого физиологического характера, по разным почвам, при раз ном ветре, в пересеченной и открытой местности.

Следы проложены лицами, обутыми в новую обувь. Исходная точка следа не дается, и собака находит ее самостоятельно на протяжении 400 м.

Примерное задание (11—12 мес. тренировки).

След прокладывается за 6—8 часов до пуска собаки протяжением до 8 км, смешанной формы (повороты — прямой, зигзагообразный) с пересечением следа дорогами и с прокладкой следа до 1 км по дороге; дифференцировка запаха разных людей по разным направлениям, в разное время. Работа производится в разное время суток при разном ветре, на любой почве, при сильных отвлечениях физиологического характера. Необходимо все время поддерживать заинтересованность собаки в работе по чутью.

Следы проложены лицами, обутыми в новую обувь и босиком. Исходная точка следа не дается; собака находит его самостоятельно при обыске местности.

Во время работы собака находит закопанные вещи, а на конечном пункте производит выборку из толпы в 20 человек. Попутно идет выборка человека с вещи и наоборот.

5. 7. Выборка человека со следа

Выборка человека со следа не представляет особых затруднений при методически правильном подходе и заинтересованности собаки. Для этого человек, найденный на следу собакой, облаивается ею (хватка и облаивание), а затем она снова про должает короткий след (вначале 60—80 м, а затем 200—400 м), становясь среди 2—3 других людей. собака, хорошо знакомая с его запахом по работе по следу, а также по предварительной хватке и облаиванию, посылается дрессировщиком снова на след и, подойдя к толпе, слышит команду «нюхай», знакомую ей по выборке апортов и других упражнений по чутью. По существу, здесь имеет место не чистая выборка, а скорее «задержание». Постепенно вторые следы увеличиваются, и собака привыкает выбирать со следа. Хорошо приучать собаку к выборке, ставя еще на протяжении следа чужих людей. В таких случаях при обнюхивании встретившегося человека собака посылается дрессировщиком дальше, к конечной точке, где стоит искомый человек. При ошибках собаке дается команда «фу».

Впоследствии для выборки человека предварительного облаивания не требуется; собака посылается на выборку в толпу непосредственно со следа. Толпа постепенно увеличивается. Дабы не создавать при этом нежелательных зрительных связей, желательно, чтобы все люди в толпе были оде ты примерно одинаково.

К шлифовке надо отнести выборку из положения сидя, стоя и лежа, в одинаковых и разных по форме и цвету одеждах и, наконец, выборку чело века с предмета.

При подходе собаки к толпе (5—6 человек) для выборки рекомендуется ослабить поводок. При на тянутом поводке собака обычно рвется вперед, будучи сильно возбужденной. Последнее, лишая ее способности к дифференцировке, заставляет хватать первого попавшегося человека. В таких случаях ослабленный поводок делает собаку спокойней при выборке. В первые дни обучения выборке, когда собака, подойдя к толпе, еще не знает, что ей делать, выбираемое лицо должно пошевелиться, обратив этим внимание собаки. Вначале при выборке может быть допущена легкая хватка выбираемого человека, переводимая затем на облаивание.

5. 8. Методические указания к работе по чутью

1) Собака, потерявшая своего хозяина, тщательно и хорошо прорабатывает его след, дифференцируя запах хозяина из ряда других запахов, ибо борьба за существование (потеря хозяина) является в данном случае сильнейшим стимулом в работе. Работа же при поиске следа чужого человека и выборка его запаха среди других следов воспитана у розыскных собак искусственно. В силу этого у них и меньший стимул к тщательной про работке чужих следов, и требуются яркие и сильные раздражители, чтобы собака дала полноценную работу. Поэтому вопрос о стимуле поиска является основным в подготовке собаки к работе по чутью 2) Ошибкой будет работать по следу с одним помощником, т. е. по одному следу, который легко прорабатывается собакой. Это хорошо лишь в на чале работ, но как только работа по следу закрепляется, нужно вводить моменты, усложняющие работу, главным образом, выборку искомого следа среди других следов. Но приучение к дифференцировке запаха нужно проводить очень осторожно: если не удалось создать должного стимула поиска, от каких бы то ни было дифференцировок нужно отказаться, так как это может сорвать работу.

3) Лучшим способом поиска по следу является работа нижним чутьем. В этом случае собака более четко дифференцирует запахи. Наоборот, при Обыске местности, когда следа нет, собаке лучше использовать верхнее чутье. При воспитании и первых упражнениях нужно направить внимание собаки на использование нижнего чутья как на основной способ работы. В подавляющем большинстве случаев собака сама использует тот способ работы, который в данный момент наиболее целесообразен, почти не ошибаясь, благодаря врожденным естественным и целесообразным реакциям.

4) Некоторые собаки, относимые к типу возбудимых, при проработке следа чрезмерно рвутся на поводке, стремясь к скорейшему достижению результата. Твердое сдерживание собаки проводником приводит к тому, что собака начинает задыхаться и хрипеть, теряя энергию к поиску (естественная тормозимость в силу защитных реакций). Таким собакам нужен, бесспорно, не ошейник, а шлейка, причем кольцо должно находиться не сверху, а снизу шлейки.

5) Используется длинный поводок (около 8—10 м) с карабином (защелкой на одном конце и с петлей на другом. При пуске собаки по следу кольцо ошейника опускается под шею, а поводок проходит между лап под грудью или сбоку собаки. Его натяжение при движении собаки служит позывом для работы нижним чутьем. Если собака крайне возбудима и быстро тянет, тогда у нее внизу, под грудью, помещают кольцо, к которому и пристегивают длинный поводок. Нельзя допускать резких рывков и в то же время надо задерживать немного собаку на контрольных поворотах, в целях приучения ее к ориентировке в моменты проскачек при поворотах. Работать без поводка можно с собакой уже обученной, или же при медленном темпе ее движений. Однако время от времени необходимо все же брать собаку на длинный поводок для шлифовки. Обучение и даже первоначальную тренировку нужно проводить на поводке.

6) При работе по следу обоняние собаки при длительном действии одного раздражителя быстро притупляется. Поэтому при пуске собаки по следу с исходной точки рекомендуется не делать дли тельного принюхивания, а посылать собаку почти с хода, как только она возьмет запах.

7) При работе по чутью (так же, как при работе охотничьих собак) нужно различать аэродинамические «мертвые» пространства после возвышений и пригорков, куда молекулы запаха не попадают.

8) В вопросах о стимулах нужно помнить, что, благодаря исключительной организации аппарата обоняния, собака, постоянно находясь под влиянием самых разнообразных запаховых раздражителей, с необычайной точностью находит по следу, источник запаха, связанный с потребностью ее инстинктов (запах пищи, самки, хозяина).

9) Старые, давно работающие по розыску собаки часто, не восприняв следа, делают вид, что идут по следу и вводят тем самым дрессировщика в обман; эту привычку надо вовремя заглушить.

10) Работая на длинном поводке при достаточно интенсивном поиске, особенно с возбудимой собакой, при подходе к повороту проложенного следа нужно несколько задерживаться, предохраняя этим собаку от проскачки; если же проскачка произошла, проводник должен помочь собаке снова найти след.

11) В работах по следу постепенно переходят к окраинам, к палисадникам, к отдельно стоящим домам, где прячется прокладчик следа, приучая собаку к разрешению более сложных задач.

12) В период обучения допустима сознательная помощь дрессировщика собаке. При работе же специального характера эта помощь вредна, так как неуместное влияние мешает собаке: на контрольных следах в период обучения собака учится, работает же она исключительно на слепой следе, и влияние дрессировщика в атом случае пагубно и совершенно недопустимо.

13) Чрезвычайно важным моментом в работе по следу является перелом. Это почти постоянное явление выражается в том, что собака, ежедневно работавшая с одинаковой энергией и активностью, теряет активность в конце первого или в начале второго месяца работы по следу. Работа по следу перестала для собаки быть новинкой, интерес к поиску пропадает, механическая работа еще не наладилась, а раздражители не дают нужного эффекта, и в этих случаях хороши перерывы на 2—3 дня в работе по следу, изменение даваемых раздражителей, перенос работы в другую обстановку.

Обычно через 10—15 дней перелом заканчивается.

14) Начинать работу по следу нужно рано утром, при общей свежести атмосферы, при бодром состоянии собаки, по росе.

15) Если на лугу проложить след босиком или в сапогах, хотя бы и новых, собака пойдет лучше и четче по следу в сапогах. Объяснение этому простое: след в сапогах давит траву, вследствие чего образуется более резкая линия запаха — не человека, а помятой травы, и собака, мало тренированная в работе по индивидуальным запахам, легко идет по этим ложным следам.

16) Собака, сравнительно легко идя по одному открытому следу, как только встретится с рядом других следов, теряет четкость поиска и легко переходит на чужие следы с искомого следа. Поэтому надо тренировать собаку на выборку следа так же настойчиво, как и на выборку вещей.

17) Громадную роль в дрессировке и работе по чутью играют особенности характера собаки, тип ее нервной деятельности. Лучше всего работает уравновешенный тип с некоторым преобладанием активно-оборонительного инстинкта.

18) При регистрации опытов работы по чутью, необходимо: проводить опыты в одно и то же определенное время дня; точно отмечать протяженность следа и его форму; точно измерять время прохождения собаки по данному следу; заносить в примечания тип прохождения собаки по следу (чистая работа по следу, «обыск местности», верхнее чутье, нижнее чутье и т. п.); перед началом опыта измерять по анемометру силу и направление ветра; отмечать в протоколе соотношение направления следа и направление ветра.

Температура и влажность отмечаются автоматически приборами за целую неделю. В протоколе следует точно отмечать число и время проведения опыта.

Единообразную форму и протяженность следа необходимо давать не менее 3 дней (при обработке берутся средние данные из 3-х протоколов).

19) В литературе нередко встречается сравнение работы по чутью охотничьих собак и розыскных, причем указывается, что охотничьи собаки работают, якобы, более тонко, издали чуя птицу.

Сравнивать работу охотничьих и розыскных собак нельзя ни в коем случае, — слишком различны стимулы, заставляющие розыскных и охотничьих собак использовать свое чутье. Розыскные собаки работа ют по запаху человека, благодаря искусственно принятому стимулу, тогда как для охотничьих собак использование чутья всегда было врожденным, самым могучим средством в борьбе за существование.

6. Обыск местности. Команда «ищи»

Под понятием обыск местности имеется ввиду активный, заинтересованный поиск предметов, спрятанных людей путем использования слуха, зрения и чутья при зигзагообразных пробегах по определенной территории.

Техническое построение поиска человека таково.

Помощник, одетый в спецкостюм, раздразнив собаку, на ее глазах убегает вправо или влево, в кусты или в лес и, скрывшись с поля зрения собаки, меняет направление в порядке зигзагообразного пробега. Дрессировщик, выждав 2—3 минуты, спускает собаку с командой ищи, делая направляющий жест рукой и несколько пробегая в сторону убежавшего помощника. В большинстве случаев собака сравнительно скоро принюхивает след и находит убежавшего помощника. В тех случаях, когда должного эффекта не получается, дрессировщик меняет направление и, давая команду «ищи» в возбуждающих тонах, как бы подводит собаку к месту нахождения помощника, который своим движением, бегством или нападением вызывает у собаки должную активно-оборонительную реакцию. Такое построение упражнений, однако, не должно долго продолжаться, оно служит лишь основанием к развитию активного поиска чужого человека и первоначальной связи команды с действием. Перед собакой должна быть поставлена реальная действительность, а именно: поиск без предварительного натравливания, без предварительной встречи с человеком, прячущимся не на глазах собаки, т. е. собака должна активно искать, не зная, что и кого она ищет. Для этого помощник прячется еще ранее, до прихода собаки. Он подходит к точке своего месторасположения сбоку, не оставляя своих следов с места пуска собаки.

Дрессировщик, приводя собаку, посылает ее на поиск вправо по зигзагу знакомой командой «ищи».

Обычно в таких случаях собака не бросается на активный поиск, не понимая, чего от нее хочет дрессировщик, и не зная, кого или что надо искать, так как ее предварительно не травили на помощника. В таких случаях дрессировщик, настойчиво давая команду «ищи», своим движением как бы ведет собаку к спрятавшемуся помощнику, при нахождении которого инсценируется борьба, хватка и задержание, дающее удовлетворение собаке.

После ряда так поставленных упражнений собака и без предварительного натравливания активно бросается на поиск, «зная», что в конечном итоге она встретит, найдет «преступника», после чего ее инстинкт будет удовлетворен.

Тренировка собак по обыску местности включает в себя следующие моменты:

1) Большое развитие активности, инстинкта преследования и поиска. Необходимо всемерно поддерживать у собаки стремление к удовлетворенности, а также развитие и сохранение одинаковой активности и заинтересованности в поиске человека и вещи.

В продолжение всего периода тренировки нужно приучить собаку к активному поиску с после дующим удовлетворением собаки при нахождении.

Для достижения этого недопустим уход прячущегося помощника на глазах собаки. Приводимая собака не должна знать и предварительно видеть объект своего поиска (это допустимо и необходимо лишь при первоначальном обучении). Во всех случаях тренировки собака должна знать, что с командой ищи связано последующее удовлетворение ее при активном поиске. Если же в тренировку вводить убегание помощника на глазах собаки, то это безусловно вызовет активный поиск, но только при тренировке, а при реальной работе собака, не видя убегающего, не будет достаточно заинтересована в работе, так как она не привыкла работать в других условиях. Собаке нужно давать обыск честности с предварительным натравливанием на человека для поддержания общего стимула в работе не менее 2-х раз в месяц.

2) Поиск зрительный и слуховой. В продолжение всего периода тренировки необходимо работать в разное время суток, уменьшать силу зри тельных и слуховых раздражителей до полного их отсутствия. Уменьшение силы раздражителя идет параллельно с воспитанием механизации выполнения.

3) Увеличение района обыскиваемой местности в продолжение всего периода тренировки.

Систематическое усложнение работы по обыску местности: изменение почвы, времени суток, температуры и других факторов, усложняющих или облегчающих работу.

4) Шлифовка комбинированного поиска по зрению, слуху и чутью людей и предметов.

5) Выработка зигзагообразных пробегов.

6) Комбинированные упражнения на обыск местности, задержание, конвой и нахождение зарытых вещей (6 раз с месяц).

Оцените статью