Хвост виляет собакой пропаганда

Хвост виляет собакой пропаганда

Инструменты PR и пропаганды в политической сфере (на примере фильм «Плутовство»)

«Почему собака виляет хвостом? Потому что она умнее хвоста. Если бы хвост был умнее, то он вилял бы собакой» — запоминающиеся слова, говорятся в самом начале фильма «Плутовство». Не сразу удается уловить смысл данной фразы, но создатели фильма с самого начала акцентируют внимание на том, что «хвост» в последнее время значительно поумнел и все чаще «виляет собакой». Заглянуть за занавес политического процесса, элиты всегда вызывало интерес, и действительно в этом фильме можно этот процесс увидеть. Громкий скандал, связанный с президентом США в разгар выборов.

Как отвлечь американский народ, что бы не сорвать всю предвыборную компанию, нужно пустить идею о чем то более серьезном, глобальном. Главный герой придумывает слух о начале войны с Албанией. Дальше СМИ сами делают свою работу. Для подстраховки привлечь голливудского продюсера Стенли Мотса, который снимет ролик про войну, и вообще привлечь все то, что может понадобиться для достижения этой цели.

Конрад Брин и его команда – и есть тем самым «хвостом», о котором говорится в названии фильма. Кажется, что он способен сделать всё, лишь бы добиться главной цели — выиграть выборы. Были бы деньги, любые средства хороши, только бы оправдывать результат. А «собакой» в данном случае выступает американское общество, которое верит в свое государство и правительство, и ведется на всё, что ему внушают через СМИ.

Этот фильм, который актуален по сей день. Он является примером всего того, что происходит и в наши дни в политике. В нем наглядно наблюдаются пропаганда, метод психологического воздействия на население с помощью СМИ. Задача пропаганды состоит в том, чтобы распространить среди аудитории определенную идеологию для достижения заранее сформулированной цели.

Роль телевидения, как представителя медиа в современном мире очень важна. Что касается политики, большая часть населения любой страны будет ведомой. Ведомой прежде всего тем, что говорится в СМИ, а значит и телевидением.

Ведь не зря на протяжении просмотра фильма мы все время сталкиваемся с одной интересной фразой «ведь это показали по телевизору», то есть СМИ является инструментом в их руках, средством для достижения их цели, пусть даже ложной и вымышленной информацией. Отсюда так же следует, что это больше пропаганда, чем PR, так как PR стремится к достижению ди­алога, пропаганда же в свою очередь к монологу. Пропаганда предполагает односторонний канал связи, то есть беспрекословное следование диктуемыми сверху идеям.

«Все вокруг реклама, а президент – товар», – звучит фраза в конце фильма. Сегодня это стало действительно так. Любая акция, которая проводится с участием президента – это реклама, продуманные действия политтехнологов.

Картину, которую мы видим в фильме – и есть пропагандистская. Как правило, пропагандистские кампании строятся на «выдвижении негативных мишеней из прошлого и позитивных целей в будущем», что как раз таки очень даже хорошо описывает сюжет фильма «Плутовство». К примеру, тот же самый видео ролик созданный ими же, которые придает краски данной идеи, потом же следом благие действия президента в данной ситуации. А общество все это принимают за истину.

Большинство той информации, которая поступает из СМИ – ложь, сфабрикованная информация. Но населению остается смириться с данной ситуацией и постараться научиться с долей критики относиться к той информации, которую предоставляет нам СМИ.

«Почему собака виляет хвостом? Потому что она умнее хвоста. Если бы хвост был умнее, то он вилял бы собакой». Главный смысл этой цитаты заключается в том, что не всегда президент руководит страной, а иногда это делают люди никому не известные, стоящие за ним. И фильм «Плутовство» наглядно это показывает.

Вся жизнь театр, а политики в нем — главные актеры, и чем больше роль, тем больше ставки. Остается найти только продюсера и режиссера.

Как хвост виляет собакой — Азбука пропаганды

Чем доступнее информация, тем больше её вокруг. Чем быстрее она распространяется, тем меньше остаётся времени на то, чтобы её проверить. Постепенно информационная среда превращается в некое подобие «белого шума». Всё труднее строить внутри себя новые информационные фильтры, чтобы отсеять лишнее: убрать в сторону лозунги, агитацию, пропаганду, а оставить только то, что на самом деле кроется за ними. А манипулировать нашими мыслями пытаются постоянно, и я говорю не о 25-ом кадре (он не работает), а о более земных вещах — приёмах пропаганды, которые так умело (а зачастую — очень топорно) используют политики, рекламщики и вообще, все, кому не лень. Об этих приёмах и пойдёт речь в статье.

Читайте также:  Порода ездовых собак 5 буквы

Хвост виляет собакой. («Wag the dog») — чтобы избежать большого скандала или «замять», оставить незамеченным какое-нибудь важное, но неприятное событие, часто используется простой, но хитрый и ловкий приём, который англоязычные политтехнологи называют «Wag the dog», а русскоязычные — «Хвост виляет собакой». Он заключается в том, чтобы вовремя поднять волну обсуждения вокруг вопроса второстепенной важности, на фоне которой другое, более важное событие или действие пройдёт незаметно.

Примеры таких вопросов: Отмена перехода на зимнее время, российское гражданство Депардье, поездка Путина или Саши Грей на Ладе Калине по России, полёты со стерхами и т.д.
Своё название этот приём получил в честь английского выражения tail wagging the dog, который, в свою очередь, появился из следующего народного пассажа:

— Почему собака виляет хвостом?
— Потому, что собака умнее, чем хвост. Если бы хвост был умнее, он вилял бы собакой.

Эффект общего вагона (Bandwagon effect) — также называют «Вагон с оркестром», «Общая платформа». Этот приём заключается в подборе фраз, которые требуют единомыслия или единообразия в поведении, создают уверенность, что так делают все: «Ни один нормальный человек не скажет, что. », «Любой вменяемый человек знает, что. », «Все россияне видят, что. », «На Хабре же сидят образованные люди, вы должны понимать, что. » и т.д. Этот приём вызывает у человека ощущение, что большинство членов социальной группы, к которой он себя относит, или хотел бы относить, или мнение которой значимо для него, считают именно так, а не иначе, имеют конкретные ценности, идеи, разделяют одну точку зрения.

«Навешивание ярлыков» (Name Calling) — простой приём, который можно наблюдать на телевидении, в комментариях ЖЖ Навального, Эха Москвы, да и в повседневной жизни. Он заключается в выборе оскорбительных метафор, названий, уничижительных эпитетов, названий для конкретных личностей, категорий людей, явлений. Яркие примеры последнего времени: «Хомячки Навального», «Креаклы», «Либерасты» по отношению к либерально настроенным людям, «Нашисты», «Кремлеботы» по отношению к сторонникам действующей власти, «Фашисты», «Нацики» по отношению к националистам; сознательное перевирание и коверкание имён: «Овальный/Анальный», «Путлер», и т.д. С помощью этого приёма относительно легко можно опорочить, вызвать неприязнь к целой группе людей или к личности.

«Блистательные обобщения» (Glittering generality) — практически полная противоположность предыдущего приёма. Он заключается в подмене названия социального явления, идеи или группы людей на более общую, имеющую ярко позитивную окраску. Этот приём эксплуатирует положительные эмоции людей по отношению к словам «мир», «свобода», «счастье», «патриотизм», «демократия» и т.д. С помощью этого приёма общеизвестному явлению приписываются свойства, качества, взгляды, присущие конкретной личности или группе. Иллюстрацией может служить подмена понятия «православие» более общим, заведомо положительным словом «вера», определение России как «энергетической сверхдержавы», либо напротив, как «сырьевого придатка», и т.д.

«Ссылка на авторитеты» (Testimonial) — широко распространённый приём заключается в приведении высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом, или наоборот, вызывающих отрицательную реакцию у целевой аудитории. Высказывания должны содержать оценочные суждения о людях, идеях, организациях, выражать осуждение или одобрение. Приведение часто вырванных из контекста цитат классиков, видеообращение террориста Доку Умарова (кстати, вот вам и навешивание ярлыков — никто не знает, чего этот Умаров добивается и за что воюет, но все знают, что он — террорист) перед выборами президента, где он высказал своё неодобрение правящей партии, цитирование Ленина в разговорах с коммунистами, и т.д.

«Игра в простонародность» (Plain folks) — преподнесение отдельной личности как человека из народа, простого обывателя, такого же, как и его целевая аудитория. Может быть использована (или написана с нуля) биография человека, может быть использован специфический для аудитории сленг. Примером может служить незабвенное «Мочить в сортирах», истории про детство Ильича, назначение рабочего УралВагонЗавода полпредом, недавняя утка про ветерана чеченских войн Сергея Масленицу и т.д. С помощью этого приёма у целевой аудитории формируется доверие к объекту, позитивное отношение на уровне «свой-чужой».

«Подтасовка карт» (Card stacking) — приём заключается в однобоком, тенденциозном преподнесении фактов, когда оглашаются только положительные, или наоборот, исключительно отрицательные стороны личности или явления, а иные — замалчиваются. «Навальный украл лес», «Лимонов — педик», «При Сталине такого не было» или, напротив, «Кровавый сталинский режим» — иллюстрация этого приёма. Основная цель приёма — используя односторонний подбор фактов, показать привлекательность или, напротив, неприемлемость какой-либо точки зрения или идеи.

«Трансфер» (вы не поверите, Transfer) — приём, заключающийся в искусном, незаметном и ненавязчивом для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится, на то, что ей преподносит источник коммуникации. С помощью приёма инициируются ассоциативные связи объекта с чем-либо, имеющим ценность и значимость. Например, называть патриотизмом лояльность к действующей власти, снимать президента на фоне гордо реющего флага страны (так же, как олимпийских чемпионов), и т.д.

Читайте также:  Породы собак средних размеров рыжего цвета

Заключение.
Я считаю, что чтобы сохранить ясность сознания, надо не только уметь замечать эти приёмы, а, в первую очередь, самостоятельно анализировать информацию. И ни в коем случае не принимать за аксиому слова авторитетов — все ошибаются, а многие целенаправленно лгут. Нужно критически относиться ко всему окружающему. В том числе, к этой статье.

Спасибо за внимание.

Источники:
Мельников В.П. «Информационная безопасность и защита информации»
Кара-Мурза С. «Манипуляция сознанием»
Википедия
Жизненный опыт

Эссе на тему: массовая психология на основе фильма «Плутовство: хвост виляет собакой»

массовая психология на основе фильма «Плутовство: хвост виляет собакой»

Захарян Мария Игоревна

Почему собака виляет хвостом?

Потому что она умнее хвоста.

Если бы хвост был умнее,

то он вилял бы собакой.

В сегодняшнем мире заглянуть за занавес политической деятельности, политического процесса особенно интересно, а возможность проследить за политической элитой — большая редкость. Создатели фильма «Плутовство» дали нам такую возможность, попытались показать нам политическую кухню изнутри. В Фильме Барри Левинсона «Плутовство или хвост виляет собакой» показан вариант попытки сохранения у власти старого лидер с помощью специальных технологий влияющих на общественное мнение .

В преддверии президентских выборов в СМИ всплывает скандал о сексуальном домогательстве действующего президент к молодой дельтопланеристке , в результате чего резко падают президентский рейтинг. Что – бы отвлечь внимание людей от обсуждения морального облика главы американского государства и потянуть время, группа людей уполномоченных президентом во главе с Конрадом Брином обращаются к кинопродюсеру Стэнли Мотссу и совместными усилиями придумывают серию историй вытекающих друг из друга и вращающихся вокруг фигуры президента. Сперва в прессу подбрасывают слух о несуществующем бомбардировщике и готовящемся вторжении в Албанию , затем снимается ролик с бегущей албанской девочкой (нанятой американской актрисой). И как только народ начинает объединятся в патриотическом порыве против несуществующих албанских террористов, война внезапно заканчивается, после чего героям приходится придумать историю о пленном солдате, аналогию со старой песней, праздник первого снопа. Все эти умело срежиссированные события кардинально меняют общественное мнение и обеспечивают победу президента в предвыборной гонки.

Фильм «Плутовство» можно назвать пророческим, ведь он не только заранее предсказал громкий сексуальный скандал вокруг фигуры Билла Клинтона, тогдашнего президента США и Моники Левински , который официально разгорелся на следующий год, после выпуска фильма, но и фактически предрёк войну на Балканах, в честности войну в Югославии, начавшуюся в 1999 году.

Данный фильм, на мой взгляд , — это настоящий учебником по манипуляции общественным сознанием. В этом произведении кинематографического искусства отображаются практически все виды управления информацией и основные методы формирования общественного мнения – внушение, убеждение, подражание. Основными каналами формирования мнения общественности в данном фильме выступили – средства массовой информации, устная пропаганда и политическая агитация.

Во- первых , чтобы отвлечь общественность , нужна сконцентрировать её внимание на какой-то неожиданной , скандальной или вызывающей опасение новости . Конрад Брин выбирает объектом привлечения внимания населения – маленькую победоносную войну , которая будет существовать только в СМИ и в умах граждан. На этом этапе инструментом формирования общественного мнения выступают телевидение и печать. Во всех основных информационных газетах и по всем официальным каналам транслируются новость о том , что президент США задерживается в Китае , чтобы разобраться с официальным донесением насчёт бомбардировщиков Б3 в Албании. Население сразу же заглатывает наживку и внимание зрителей и читателей переключается со скандальных похождений президента на албанскую войну. Однако этой новости хватит лишь на пару дней , затем ажиотаж вокруг войны спадёт , тем более , что ЦРУ и ближайший противник президента на выборах ведут собственное расследование и всячески пытаются опровергнуть данные факты.

Далее , чтобы укрепить успех и убедить людей в правдоподобности войны , Стенли Мотс предлагает снять эксклюзивный сюжет «из Албании» , который вызовет жалость и запомнится людям. Ведь , «Война — это шоу-бизнес» и все , что нужно чтоб её раскрутить — песня , несколько сюжетов , интервью. На телевиденье выходит срежиссированный и смонтированный с первого до последнего дубля ролик , в котором якобы бедная албанская девушка с котёнком в руках спасается бегством из полуразрушенной деревни. Цель достигнута — в умы людей внушили тему войны, которая октивно раскручивается, общественность занята албанским вопросом. Новость о девочке-скауте уходит на 12-ю полосу газет . Рейтинг президента идет вверх.

Тем временем , чтобы сформировать позитивный имидж президента и ещё сильнее подогреть интерес к войне, придумывают национальный албанский праздник первого снопа. Согласно задумке , девочка с бабушкой должны встречать президента и при встрече ребёнок должен подарить ему охапку пшеницы , а поскольку в это время идёт дождь, президент должен снять свой плащ и заботливо накинуть его на плечи пожилой женщине. Данный жест, вызывает положительные эмоции и одобрение общественности, что и желалось получить.

Читайте также:  Когда люди завели собак

Однако под нажимом ЦРУ президент объявляет о «мире» с Албанией. Теперь необходимо начинать всё с начала. Возникает идея: придумать героя «албанской войны». Им становится сержант Уильям Башман, который «остался в плену» у «албанских террористов». В СМИ транслируется обращение президента в котором он публично обещает вернуть солдата на родину. Специально для этого обращения Стенли Мотс пишет трогательную речь для президента, которая по его задумке , должна ускорить формирование позитивного облика . Общественность активно сочувствует сержанту Башманну и возлагает огромные надежды на президента. В это же время возникает идея записать «народную» песню 30-х годов, которая почему-то очень точно подходит к сложившейся ситуации и становится чуть ли не национальным гимном. Название пени «старый башмак» совпадает с прозвищем солдата Башмана . Эта песня самым невероятным образом попадает в библиотеку конгресса, а оттуда — прямиком на радиостанции. В этот момент самым ярким образом проявляется слепая вера народа. Ведь население не только поверило , что эта песня далёких 30х годов, но и питается вспомнить слова песни. Тем временем, дабы ещё больше привлечь внимание народа к фигуре Башмана , Брин и Мотс имитируют общественную инициативу и разбрасывают старые «башмаки» на деревья , как знак поддержки пленного солдата. Уже на следующий день народ подхватывает эстафету и подражая друг другу( а на самом деле, людям президента) усыпают весь город башмаками. Итак, легенда о бедном солдате и песня – выполнили возложенные на них функции: народ сплочён общими переживаниями и верит, что доблестное правительство США делает всё возможное для освобождения несчастного пленника.

Чтобы народ окончательно поверил президенту, нужно выполнить обещание и вернуть солдата на родину. Однако настоящий Башман оказывается сумасшедшим насильником, которого убивает простой фермер из Алабамы. Это оказывается только кстати, ибо самый лучший способ для героя вернуться домой — это вернуться мертвым. Башмана возвращают на родину в гробу и устраивают пышные похороны , которые транслируют по телевидению. Тот факт, что солдат мёртв- для народа уже не важно, главное , что обещание президента выполнено, а смерть- это всего лишь трагическое стечение обстоятельств.

В итоге применение многочисленных инструментов управления общественным мнением таких как : телевидение, печать, радио , музыка удалось изменить мнение населения. Как следствие, рейтинг президента стремительно взлетает вверх.

Возвращаясь к названию фильма «Плутовство: хвост виляет собакой», необходимо разобраться что представляет из себя хвост, а что сама собака. Слоган картины гласит, что «если бы хвост был умнее собаки, то он вилял бы ею». В самом начале фильма повторяется эта же фраза. Однако после просмотра «Плутовства» появляется желание убрать частицу «бы» из слогана. США — это демократическая страна , а главный принцип демократии, как известно, — народ источник всякой власти. Он же (народ) — единый , целостный организм , в контексте рассматриваемого нами фильма , и есть — собака ; в то же время, пиар-служба президента , мельчайшая структура общества , живущая по его законам , в данном фильме играет (хоть и несколько преувеличенно) роль хвоста. В теории народ — власть всему, то есть собака виляет хвостом. Однако «Плутовство» ярко доказывает зрителю, что на практике именно хвост виляет собакой, то есть небольшая группа людей держит у себя в руках все нити управления обществом.

В действительности, оказывается , что «Вилять собакой» (в оригинале «Wag the Dog») — термин американских политтехнологов, который означает способ замять скандал вокруг какого-то вопроса путём искусственного создания новой проблемы, достаточно яркой, всеми обсуждаемой и способной отвлечь внимание обывателя от скандала. Политтехнологи в совершенстве овладели техникой обмана, изучили общественную психологию . Играя с коллективистскими и патриотическими чувствами народа, манипулируя их сознанием, их превращают в кукол в большой политической игре. Люди говорят о том, что им показывают, они думают о том, что им внушают. Всем кажется, что они сами пришли к этому, и сами так чувствуют , хотя на самом деле за них думают и чувствует кучка людей.

Трагедия фильма в том , что мы почти не как не можем использовать опыт , перенятый из описанной в нем истории. Большинство новостей , что поставляет нам телевидение , газеты , радио и даже интернет , не всегда могут быть проверены лично. Митинги в какой-то отдаленной стране, могут быть сняты на киностудии , а главные герои событий или могут вообще не существовать , или исполняются актерами. Ну а сама концепция «Вилять собакой» будет работать вечно.

Оцените статью