Хвост виляет собакой рейтинг

Пятничное кино: «Хвост виляет собакой» Барри Левинсона, 1997 год

Обсуждая тот или иной фильм, мы исходим из того, что все его видели (или специально посмотрят) и не будем очень подробно пересказывать сюжет. Кроме того, мы не будем заострять внимание на актерской игре, на том, как выставлен свет и т.п. Во всем этом мы мало что пониманием, но дело даже не в этом. Хочется серьезно поговорить о серьезном кино.

«Хвост виляет собакой» Барри Левинсона, 1997 год.

«Хвост виляет собакой» – культовый для всех пиарщиков фильм. Он интересен тем, что снят в «идеальных условиях» – пресса по настоящему независима, у президента США (и шире у его опорной группы) нет никаких «своих СМИ», СМИ пишут только о том, о чем считают нужным и т.д.

«Хвост виляет собакой» наглядно показывает, что в таких «идеальных условиях» представляет собой информирование народа о события в стране и мире.

Титры в начале фильма сразу задают тон: «почему собака виляет хвостом? Потому что собака умнее хвоста. Если бы хвост был умнее, он бы вилял собакой.»
Весь сюжет фильма построен вокруг попытки предвыборного штаба действующего президента перебить в медийной пространстве сексуальный скандал, в котором обвиняют президента (оставим за рамками нашей статьи сложный вопрос: как при выборах президента нужно учитывать личные моральные качества потенциального главы государства и как нужно учитывать тот курса, который он собирается проводить).

При обсуждении темы сексуального скандала один из главных героев фильма Конрад Брин (Роберт Де Ниро) важные слова, дополняющие титры и также задающие тон всему фильму:
Винифред Эймс: «Вы не хотите знать правдива ли она?»
Конрад Брин: «Какая разница? Она существует и они раздуют ее.»

Далее следует еще один знаковый диалог Эймс и Брин обсуждают создание мифа о якобы ведущейся войне:
Эймс: «Но все станет известно.»
Брин: «Кому?»
Эймс: «Американскому народу.»
Брин: «А кто им об этом расскажет?»

Для организации информационной кампании по созданию «медиа войны» Брин привлекает крупного голливудского продюсера Стэнли Мотсса (Дастин Хоффман). Мотивация привлечения продюсера следующая: «война – это шоу бизнес».

Не будем подробно описывать медиа аферу, которую провернули Конрад Брин и Стэнли Мотсс. Остановимся лишь на нескольких важных нюансах:

Поводом для «войны с Албанией» стало якобы наличие некой «бомбы» у неких «албанских террористов». Вам это ничего не напоминает? В рамках этой виртуальной «войны с Албанией» в США (с помощью соответствующих декораций и всего прочего) снимают «албанскую деревню», на которой напали «албанские террористы»:

В 1997 году это казалось красивым художественным вымыслом на тему политический Pr.

А в 2011 году, это стало реальностью. Когда в Катаре, на специальном смонтированных декорациях (копии площади столица Ливии Триполи) снимали «ликование ливийцев после свержения Каддафи»:


http://youtu.be/oI4m51AgFYU

Эту ложь растиражировали все ведущие глобальные СМИ. И списать это на некомпетентность журналистов не возможно, все западные СМИ консолидировано вели информационную войну против Ливии и сознательно транслировали заведомую ложь. Российские СМИ, нужно отдать им должное, не отстают от своих западных коллег.

Возвращаясь к сюжету «Хвост виляет собакой» нельзя не отметить, что на съемках «несчастная албанская девочка» (которая в итоге смонтированном видео несет в руках котенка) бежит с пакетом чипсов в руках:

В создаваемой виртуальный «реальности» нет места для подлинности, даже в съемках клипа. Операция «война с Албанией» естественным образом включает в себя игру на архетипических чертах американского патриотизма, в том числе проведение в медиа операции «спасти рядового Райана» спасения забытого в Албании солдата. В реальности роль этого солдата-героя исполняет уголовник-психопат, который «изнасиловал монахиню» и «спокоен, когда принимает таблетки»:

«Спасая» этого уголовника-психопата Мотсс и Брин осуществляют в том числе и исторический подлог, сам подлог очень мелкий, но он символичен – перед постмодернистским потоком не устоит даже история, она будет постоянно переписываться нужным образом.

Весь фильм общей нитью связывает следующий диалог:
Мотсс: «Это правда?»
Брин: «Как мы можем узнать?»

Но постмодерн – это не красивые, романтические игры. Это нечто совсем иное, способное защитить себя, когда кто-то пытается вывести постмодернистскую игру на территорию реальности. Когда голливудский продюсер Мотсс решил рассказать обществу правду, его остановили раз и навсегда, ясно показав, что это не игрушки, а формирующееся, новое и предельно жестокое бытие.
Далее «война с Албанией» развивается уже без своего создателя. Медиа «война с Албанией» вытирает ноги буквально обо все, чем гордятся американцы, не встречая при этом никакого сопротивления. Очень важно, что никакого сопротивления постмодернистским манипулированиям американским народом нет даже и близко.
Напомним, что все это происходит в «идеальных условиях» и эта идеальная форма, лишенная своего содержания (никто в фильме всерьез не проявляет приверженности каким-либо ценностям), не может противопоставить «войне с Албанией» (т.е. постмодернистскому вирусу) ничего.

Если в фильме «Телесеть» 1976 года постмодерн входит в американское общество модерна, как нож в масло (масло хоть как-то сопротивляется ножу), то в 1997 году постмодернизм просто входит в открытую дверь. В 1997 году все уже готово для полной победы постмодерна, ему нужно только взять свой приз и он его берет.

Читайте также:  Щенок стафф как кормить

Любимое кино. Плутовство

Как начинаются войны? Иногда это результат многолетнего нарастания напряжения, которое в итоге перехлестывает через край. А иногда война начинается, потому что политикам нужно отвлечь внимание от того, что происходит в стране

Как начинаются войны? Иногда это результат многолетнего нарастания напряжения, которое в итоге перехлестывает через край. А иногда война начинается, потому что политикам нужно отвлечь внимание от того, что происходит в стране. В 1997 году в прокат вышла блистательная политическая сатира, где война начиналась, чтобы скрыть «секс-приключение» президента США. Поставил эту ленту Барри Левинсон, а называлась она «Плутовство» (или «Хвост виляет собакой»).

Маленькая победоносная война на другом конце земли – это хороший пиар и хороший бизнес для военно-промышленного комплекса. А еще это неплохой способ гарантировать перевыборы президента, который может регулярно красоваться на фоне флага и рассказывать о победах и достижениях. Даже в странах, где «маленькие победоносные войны» регулярно оборачиваются многолетними трагедиями, зов такой войны может быть слишком силен, чтобы ему противиться. А в государствах, которые привыкли к триумфам, пристрастие к маленьким победоносным войнам может стать столь сильным, что его начнут высмеивать сатирики.

В Америке одну из самых едких книг на этот счет написал Ларри Бейнхарт. Он прославился как автор детективов и даже получил жанровую премию «Эдгар» (в честь Эдгара По), но в начале 1990-х отошел от своих основных тем, чтобы сочинить политико-детективную сатиру «Американский герой». Книга была художественной, но содержала большое количество реальных фактов и подробных примечаний.

Суть «Американского героя» состояла в том, что операция «Буря в пустыне» (разразившаяся в 1990-1991 годах война коалиции стран во главе с США против Ирака, оккупировавшего Кувейт) была в первую очередь попыткой гарантировать перевыборы президента Джорджа Буша-старшего, чья внутренняя политика подвергалась большим нападкам. Книга изображала сговор политиков и голливудцев с целью создать впечатляющую «телевизионную» войну с эффектной картинкой, которая бы окончательно стерла из памяти людей вьетнамское фиаско.

Кадр из фильма «Плутовство»

Инициатором этого плана в духе Макиавелли в романе был реальный политический консультант и председатель национального комитета Республиканской партии Ли Атуотер, который в 1988 году обеспечил Бушу-старшему победу на президентских выборах. Атуотер скончался в 1991-м от рака мозга. Ему было всего 40 лет. Незадолго до смерти он извинился перед соперниками республиканцев за чересчур агрессивные «наезды» во время политических кампаний. В частности, Атуотер повинился перед Майклом Дукакисом, кандидатом демократов в 1988 году.

Книга Бейнхарта переплетала политические выкладки и сатирические выпады с занимательной историей частного детектива Джо Броза, нанятого популярной голливудской звездой. Женщина теряла обещанную ей роль, когда продюсер фильма переключался на «продюсирование войны», и нанимала сыщика, чтобы он выяснил, почему съемки были отменены. В конечном итоге в запутанную интригу вмешивались американские спецслужбы. Они убивали почти всех причастных «гражданских», кроме чудом спасшегося Броза, который в финале рассказывал свою якобы подлинную историю автору книги.

«Американский герой» был опубликован в 1993 году, когда уже было известно, что «Буря в пустыне» не помогла Бушу-старшему выиграть выборы и что новым президентом стал Билл Клинтон. Тем не менее книга все равно привлекла определенное внимание. Недостаточно большое, чтобы сделать ее супербестселлером, но достаточно значительное, чтобы ей заинтересовались в Голливуде. Впрочем, трудно было представить, чтобы кого-нибудь из голливудцев не захватила история, тесно связанная с кинематографом и телевидением.

Правда, права на экранизацию «Американского героя» приобрела студия не с Западного, а с Восточного побережья США. К тому времени в Нью-Йорке уже несколько лет работала продюсерская компания TriBeCa Productions, основанная актером Робертом де Ниро и продюсером Джейн Розенталь, бывшей сотрудницей студий Universal, Paramount и Disney. Герой «Крестного отца 2» и многих других знаменитых фильмов создал TriBeCa Productions, чтобы вдохнуть новую киножизнь в свой родной город и предотвратить окончательный переезд нью-йоркских кинематографистов в Лос-Анджелес или в Ванкувер и Торонто. Также де Ниро нужна была собственная компания, чтобы продюсировать его режиссерские замыслы. В 1993 году он как раз дебютировал в режиссуре с драмой «Бронкская история».

Кадр из фильма «Плутовство»

Почему де Ниро привлек «Американский герой»? Во-первых, как демократ, де Ниро был не прочь поиздеваться над республиканской администрацией. Во-вторых, тесная связь политики, медиа и войны после «Бури в пустыне» была у всех на устах, и эта тема казалась актеру как актуальной, так и захватывающей. Наконец, в-третьих, де Ниро хотел продолжить работать с Дастином Хоффманом. В то время два голливудских мэтра трудились над криминальной драмой «Спящие», где у них были роли второго плана (фильм вышел в 1996 году). «Американский герой» же обещал им куда более значимые роли представителя Вашингтона и представителя Голливуда, которые вместе планируют и организуют маленькую победоносную войну. Хоффман тоже был не прочь снова сыграть с де Ниро.

Выложив 25 тысяч долларов за права на экранизацию, TriBeCa Productions наняла для превращения «Американского героя» в фильм сценаристку Хилари Хенкин. Хенкин начала кинокарьеру в начале 1980-х как сочинительница драм, но к 1990-м она полностью переключилась на «мужские» фильмы. Так, она сочинила для Вупи Голдберг полицейскую комедию «Смертельная красотка», для Патрика Суэйзи – боевик «Дом у дороги», а для Гэри Олдмана – криминальную драму «Ромео истекает кровью». Ее талант неплохо подходил для переноса на экран «Американского героя» таким или примерно таким, каким он был сочинен Бейнхартом.

Читайте также:  Pro plan optiderma для собак крупных пород

Однако когда Хенкин представила свой сценарий на суд режиссера «Спящих», а также «Человека дождя» и «Молодого Шерлока Холмса» Барри Левинсона, которого де Ниро и Хоффман привлекли к проекту, текст постановщика не устроил. Левинсону нравилась история о «голливудской войне», но его не устраивали криминальные осложнения, которые к ней добавил Бейнхарт и которые отчасти воспроизвела Хенкин. Уже имея в команде двух блистательных актеров, Левинсон не хотел строить картину вокруг кого-то третьего, который должен был бы сыграть молодцеватого частного детектива. Сюжетная линия Броза была нужна лишь для того, чтобы связать воедино рассуждения Бейнхарта о политике и медиа, и литературные критики не раз отмечали, что глуповатый и «трэшевый» сюжет о сыщике плохо сочетается с умными выкладками писателя. Так что Левинсон полагал, что «Американский герой» нуждается не в переносе на экран, а в тотальной переработке. То есть в превращении детектива в полноценную политическую сатиру, сосредоточенную на организаторах войны, а не на персонаже, который расследует их заговор и влипает в переделки.

Для столь существенного переосмысления проекта нужен был более талантливый автор, чем Хенкин, и Левинсон пригласил знаменитого драматурга Дэвида Мэмета, лауреата Пулитцеровской премии за пьесу 1984 года «Гленгарри Глен Росс», которая в 1992 году была превращена в кинодраму «Американцы» с участием Аль Пачино, Джека Леммона, Эда Харриса и Алека Болдуина. Это тот самый фильм, в котором персонаж Болдуина произносит монолог о закрытии сделок, ставший культовым в американской бизнес-среде. Также к тому времени Мэмет был номинантом «Оскара» за сценарий судебной драмы 1982 года «Вердикт».

Кадр из фильма «Плутовство»

Переработка Мэмета в самом деле получилась радикальной. Фактически драматург заново написал сценарий, который сохранил лишь основную идею книги – политики и голливудцы придумывают войну, чтобы поднять президентский рейтинг. Почти все остальное было существенно изменено.

В результате переработок Хенкин и Мэмета из текста исчезли Джо Броз, связанные с ним персонажи и все упомянутые в книге реальные политические фигуры вроде Атуотера. Новыми героями ленты, получившей название «Плутовство» (или «Хвост виляет собакой» в буквальном переводе с английского языка), стали вымышленные персонажи – президентский политтехнолог Конрад Брин, видный голливудский продюсер Стенли Моттс и представитель президентской администрации Уинн Эймс. Им втроем предстояло отвлечь внимание публики от секс-скандала с участием президента и несовершеннолетней девочки. А так как американцы падки на все «жареное», то переключить внимание прессы можно было лишь с помощью войны.

Если «Американский герой» был выпадом в сторону республиканцев, то «Плутовство» было направлено против политтехнологии как таковой. Поэтому там не говорилось, как зовут президента и какую партию он представляет. Война также была вымышленной – более того, виртуальной. Левинсон был впечатлен новыми возможностями, которые Голливуду предоставляли компьютерные технологии («Юный Шерлок Холмс» был первой голливудской картиной с персонажем, созданным компьютерной графикой), и он хотел, чтобы в фильме были сцены, где герои снимают войну на студии и манипулируют изображением, чтобы создать наилучшую картинку. Убивают ли людей на самом деле? Для американцев это не важно – они судят о событиях по телероликам.

Ключевой сюжетной идеей Левинсона и Мэмета было последовательное отвлечение персонажами внимания публики. Сперва герои устраивают короткую виртуальную войну, затем придумывают героического солдата, якобы взятого в плен злодеями, а в конце фильма хоронят с почестями реального военного, чье имя они использовали, потому что он оказывается не потенциальным героем, а безумным психопатом. Любая манипуляция, любая махинация – лишь бы все забыли о секс-скандале. Параллельно персонажи еще и умудряются зарабатывать на сопутствующих товарах патриотической истерии вроде футболок и статуй. Многоступенчатый, постоянно меняющийся сюжет обеспечивал увлекательность преимущественно разговорного сценария и позволял продемонстрировать разные грани манипуляции медиа. Источником вдохновения была «Буря в пустыне», которая получилась настоящим торжеством правительственного пиара.

Кадр из фильма «Плутовство»

Даже самое увлекательное разговорное кино нуждается в колоритных персонажах, чтобы было кому произносить занимательные реплики. Брин и Моттс были придуманы как дополняющие друг друга противоположности. Если Брин в исполнении Роберта де Ниро спокоен, улыбчив и таинственен, то Моттс в исполнении Дастина Хоффмана – экспрессивный и эгоистичный фонтан порой завиральных идей. Впрочем, дело свое оба знают очень крепко, и результатов добиваются мастерски.

Моттс отчасти получился пародией на легендарного продюсера Роберта Эванса, приложившего руку к множеству знаменитых фильмов 1960-х и 1970-х («Ребенок Розмари», «Крестный отец», «Чайнтаун»), хотя Хоффман настаивает, что больше вдохновлялся манерами своего отца, декоратора Гарри Хоффмана. И действительно, если бы он в точности воспроизвел все слухи об Эвансе, то в фильме не нашлось бы места для политической сатиры. Этот персонаж заслуживал отдельного кино!

Роль Уинна Эймса была написана для мужчины, но по ходу кастинга Левинсон решил, что лучше взять женщину – не для сексапила, а просто для разнообразия картинки. Так что Уинн превратился в Уинифред, и эту роль получила Энн Хеч, ранее снявшаяся в криминальной драме «Донни Браско» и в молодежном хорроре «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Уинифред в фильме получилась своего рода Ватсоном при двух Холмсах, хотя у нее, как у представителя администрации, есть свои организаторские обязанности и своя зона ответственности.

Читайте также:  Две собаки одного пола дома

Настоящая война ничего не стоит без стоящей песни, и потому в сценарии нашлось место для пожилого музыканта Джонни Дина, способного сочинить проникновенный мотив в стиле «кантри» на любую заданную тему. Этот образ достался колоритному и знаменитому музыканту Уилли Нельсону, одному из самых известных кантри-музыкантов в истории США. В сущности, Нельсон сыграл пародию на самого себя.

Кадр из фильма «Плутовство»

Комики Денис Лири (будущий герой сериала «Спаси меня») и Андреа Мартин (будущая участница «Моей большой греческой свадьбы») сыграли сподвижников Моттса, отвечающих за развитие его идей. Герой «Фарго» Уильям Мэйси изобразил агента ЦРУ, который в определенный момент вмешивается в события. Наконец, герой «Народа против Ларри Флинта» Вуди Харрельсон сыграл безумного сержанта Уильяма Шуманна, которого основные персонажи объявляют образцовым солдатом, а Кирстен Данст из «Интервью с вампиром» засветилась в роли молодой актрисы, которая изображает албанскую девушку в пропагандистском ролике, якобы отражающем ужасы войны (в фильме США воюет с Албанией). Актер Джеймс Белуши сыграл самого себя, поскольку у него есть албанские корни. Его отец родился в албанском городе Корча.

Актерскую труппу удалось собрать очень быстро, поскольку не только де Ниро и Хоффман хотели провести всю картину в кадре друг с другом (в «Спящих» у них была лишь одна совместная сцена), но и их коллеги рвались сыграть вместе с уважаемыми суперзвездами. Так что проблем при поиске исполнителей не было никаких.

Изначально съемки «Плутовства» были намечены на 1998 год, поскольку Левинсон параллельно работал над масштабной фантастической лентой «Сфера» и планировал завершить ее до начала съемок «Плутовства». Однако внезапно стало известно, что студия Warner, финансировавшая «Сферу», требует переработки сценария, чтобы картина с множеством сложных эффектов уложилась в бюджет в 80 миллионов долларов. У Левинсона появилось три месяца сравнительно свободного времени, и он решил их использовать для съемок «Плутовства». Warner согласилась, чтобы Левинсон потратил вторую половину января и первую половину февраля 1997 года на съемки для студии New Line Cinema, которая вложила в «Плутовство» 15 миллионов долларов. Чтобы сэкономить бюджет, никто из основных создателей ленты не получил гонорара. Все они работали ради процентов от прибыли.

Хотя действие «Плутовства» преимущественно развивается в Вашингтоне, кинематографисты провели в столице лишь несколько плодотворных дней. Основные съемки проходили в Калифорнии, и даже некоторые уличные столичные сцены на самом деле были сняты в Лос-Анджелесе. Голливудская манипуляция в фильме о голливудской манипуляции… Для интерьерных съемок использовалась калифорнийская студия Culver Studios. Еще одним местом съемок был Нэшвилл, столица штата Теннесси.

Кадр из фильма «Плутовство»

Когда ведущие актеры были в Вашингтоне, они однажды наткнулись в престижной гостинице на президента Клинтона и коротко обсудили с ним сюжет «Плутовства». Возможно, это сыграло свою роль в позднейших политических событиях… А возможно, и нет.

Вскоре после завершения съемок разразился скандал. Сперва Хенкин через голливудскую Гильдию сценаристов добилась, чтобы ее имя было упомянуто в титрах, хотя сценарий Мэмета был написан с минимальным использованием версии Хенкин. Затем издательство Ballantine Books начало добиваться разрешения издать «Американского героя» с рекламой и оформлением, привязанным к релизу «Плутовства».

Если на первое создатели фильма согласились, то второе долго было камнем преткновения. Кинематографисты настаивали, что картина так сильно отличается от книги, что было бы нечестно по отношению к зрителям утверждать, что публика найдет в «Американском герое» много такого, что было в фильме. Издательство же утверждало, что раз в фильме есть слова «основано на книге Бейнхарта», то и печатники могут написать на обложке о связи издания с картиной. В итоге издательство победило.

«Плутовство» вышло в прокат 25 декабря 1997 года. Фильм можно было выпустить раньше, но New Line Cinema подгадало релиз к сезону наград. Картина в самом деле удостоилась двух номинаций на «Оскар». Дастин Хоффман был номинирован как ведущий актер, а Хенкин и Мэмет – как сценаристы. На МКФ в Берлине в феврале 1998 года картина удостоилась специального приза жюри.

Поначалу «Плутовство» было интереснее критикам, чем зрителям. Но затем в конце января 1998 года разгорелся скандал вокруг секса президента Клинтона с практиканткой Белого дома Моникой Левински, и журналисты подметили, что это очень похоже на сюжет «Плутовства». Более того, Клинтон попытался отвлечь внимание от неприятных новостей, объявив о бомбардировках в Афганистане и Судане. Как мы теперь знаем, задушить скандал президенту не удалось. Зато «Плутовство» привлекло внимание публики, удостоилось множества хвалебных отзывов и заработало 64 миллиона долларов при бюджете в 15 миллионов.

Хотя прием «Плутовства» не был «блокбастерным», вскоре после выхода лента стала поистине культовой для политтехнологов и любителей теорий заговоров, причем не только в США. В России лента Левинсона чуть ли не более важна, чем в Америке, поскольку ее циничный взгляд на политику нам оказался ближе, чем сохраняющим кое-какое прекраснодушие по этому поводу американцам. Фильм можно воспринимать и как предупреждение, и как описание подноготной медиа-политики, и как руководство к действию. Но в любом случае это великолепная сатирическая комедия, которую всякий раз пересматриваешь с удовольствием. Даже если отчетливо понимаешь, что грустного в ней больше, чем смешного…

Оцените статью