Лучшие породы собак для детей с аутизмом

Собаки для детей с аутизмом: типы и подходы

«Мы хотим завести собаку-терапевта или собаку-помощника для нашего сына с аутизмом. Сотрудница нашего дневного центра считает, что ему лучше подойдет собака-терапевт. Что бы вы посоветовали? Нам важны любые идеи».

На вопрос отвечают кинолог Джанет Коул, кинолог Бетти Миллер и детский педиатр Роланда Максим Готт.

Спасибо за прекрасный вопрос. Прежде чем обсудить, какой тип собаки может подойти вашему ребенку, важно ответить на следующие вопросы, если вы еще этого не сделали:

– Ваш ребенок любит собак?

– У вашего ребенка или другого члена семьи может быть аллергическая реакция на присутствие собаки?

– Ваша семья готова и подготовлена к заботе о собаке? Помните, это потребует серьезных обязательств и финансовых затрат, в том числе, в случае болезни собаки.

– Вы готовы справляться одновременно с собакой и ребенком, находясь в общественных местах? Даже с хорошо обученной собакой-помощником, многие родители сообщают, что они были удивлены тому, насколько это сложная задача. Помните, собака будет ждать от вас (взрослого человека) инструкций и команд. И одновременно ребенок может требовать вашего полного внимания.

Собака какого типа подходит вашему ребенку?

Вы верно указали, что есть разница между собакой-помощником и собакой-терапевтом. Мы предлагаем рассмотреть третью категорию – хорошо обученная и воспитанная собака-компаньон (то есть, просто собака как домашний питомец). На самом деле, когда к нам обращаются за подобной консультацией родители ребенка с аутизмом, мы, как правило, рекомендуем именно собаку-компаньона.

Ниже объясняется разница между типами собак с точки зрения ребенка или взрослого с аутизмом:

Собаки-компаньоны

Как мы уже говорили, хорошо воспитанный домашний питомец может оказать прекрасное влияние на человека с аутизмом и стать источником важной эмоциональной поддержки. Собаки очень эмоциональны, они выражают безусловную любовь и дружеские чувства каждый день.

Выгуливание собаки может стать хорошим физическим упражнением и «социальным магнитом» – поводом начать и поддержать разговор с другими детьми. Обучение ребенка уходу за собакой позволяет развивать у него практические навыки и ответственность. И наличие дома домашних питомцев предоставляет родителям возможность учить ребенка и моделировать для него, как заботиться и учитывать потребности твоих друзей – очень важный аспект социальных навыков.

Если вы думаете о том, чтобы купить или взять из приюта собаку, то мы можем рекомендовать такие породы как золотистый ретривер, лабрадор или лабрадудель (помесь лабрадора и пуделя), так как эти породы отличаются высоким интеллектом и спокойным характером.

Если речь идет о собаке из приюта, нужно учесть, что часто нет информации о прежних условиях жизни такой собаки. Это значит, что может быть трудно предсказать, как она будет реагировать в случае испуга или угрозы. Может ли собака укусить, если ребенок слишком грубо ее схватит? Склонна ли она преследовать кошек? Нападать на других собак? Многие такие собаки страдали от жестокого обращения, и они могут бояться определенных людей, например, мужчин.

Собаки-помощники

Собаки-помощники – это собаки, которые прошли очень интенсивное обучение и официальную сертификацию. Они обучены выполнять определенные функции для помощи человеку с инвалидностью. По закону люди имеют право беспрепятственно приводить таких собак в общественные места при наличии официальных документов, подтверждающих их специальное обучение. Часто они носят специальный «плащ» или шлейку, которые сообщают окружающим, что эта собака работает, и ее нельзя беспокоить.

Собаку-помощника обучают в соответствии с потребностями человека, которому она будет помогать. Например, она может стать собакой-проводником для человека с ограничениями по зрению, слуху или мобильности. Она может сопровождать человека с эпилепсией (предупреждение о приступах), диабетом (предупреждение о повышенном или пониженном сахаре в крови), тревожным расстройством или нарушением развития, например, аутизмом.

В случае аутизма собаку-помощника, как правило, обучают уменьшать тревожность, например, во время визитов в медицинские учреждения, посещения мероприятий, магазинов или транспорта. Некоторых таких собак учат распознавать и мягко прерывать самоагрессию или эскалацию нервного срыва. Например, собака может реагировать на признаки тревожности и нервного возбуждения и совершать в ответ успокаивающее действие, например, ложиться на колени человека или прижиматься к нему.

Иногда родители спрашивают о собаке-помощнике для предотвращения побегов ребенка с аутизмом – в этом случае поводок собаки пристегивается к одежде ребенка, чтобы собака мешала ему убежать. Как правило, мы не рекомендуем подобное использование собак. Это может быть очень опасным. Собака-помощник – это не человек, а животное, она может запаниковать в случае стресса, и это может привести к трагедии. Некоторые организации утверждают, что они могут обучить собак не давать детям покидать дом или двор, но собаки не могут присматривать за детьми вместо людей. Любая собака может устать или отвлечься.

Наконец, мы хотим подчеркнуть, что очень часто люди с самыми благими намерениями берутся обучать собак для помощи людям с инвалидностью, но это может быть очень опасно. Обучение собаки-помощника требует очень много времени, сил и высокой квалификации тренера. Неправильно обученная собака – это реальная угроза и для человека, и для животного. Мы настоятельно рекомендуем обращаться по этому поводу только в аккредитованные организации.

Собаки-терапевты

Как предполагает название, это собаки, которые предоставляют эмоциональную поддержку и утешение с терапевтическими целями. Как правило, такие собаки работают в больницах, домах престарелых или других медицинских и социальных учреждениях. Они могут быть источником дополнительной поддержки во время физиотерапии, эрготерапии, или же они просто помогают успокоиться детям и взрослым, которые проходят стрессовое медицинское лечение.

Важно подчеркнуть, что собаки не могут быть лечением сами по себе – они или участвуют в каком-то процессе лечения, или просто оказывают успокоительное влияние. В области аутизма собаки-терапевты стали популярны именно потому, что они могут помочь успокоиться или облегчить нахождение в социальной ситуации.

В отличие от собак-помощников, многие собаки-терапевты не проходят никакого специального обучения. Иногда для этой роли подходят просто самые спокойные, терпимые и ласковые собаки. Для приобретения собаки-терапевта нужно обратиться в аккредитованную организацию, которая специализируется на обучении таких собак. Важно, чтобы у организации был опыт работы именно с детьми и взрослыми, у которых есть аутизм.

Чаще всего собаки-терапевты работают на базе какого-то учреждения, например, на базе центра реабилитации. Дети с аутизмом могут взаимодействовать с такими собаками, если они посещают это учреждение, но для этого не требуется держать собаку дома. Владельцы собак-терапевтов иногда надевают на них специальные повязки или накидки, но по закону им не гарантирован доступ в общественные места.

Итоги: о каком бы типе собак ни шла речь, подбор животного для конкретного ребенка и конкретной семьи – это очень индивидуальный процесс, при котором очень важно, чтобы все стороны подошли друг другу. Возможно, вам стоит для начала проконсультироваться по этому поводу в местной организации, которая занимается обучением собак-помощников. В любом случае, это будет длительный и трудоемкий процесс – знакомство с животным, визиты на дом, обучение собаки и период ожидания. А если речь идет не просто о компаньоне, а о собаке-помощнике, то весь процесс в целом может занять до 2 лет.

Мы надеемся, что эта информация поможет вам сделать выбор. Помните, что ваша цель – это особая, неповторимая дружба между ребенком и собакой. И если вам удастся этого добиться – это настоящая магия!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Особая собачка

Домашний питомец в семье с особым ребенком: каким он должен быть и можно ли вообще его заводить?

Татьяна Любимова, руководитель программы канис-терапии «Солнечный пес» в Москве. Фото: facebook.com

Татьяна Любимова руководитель группы каниc-терапии «Солнечный пес», уже 12 лет занимается реабилитацией детей с особенностями развития с помощью собак. Сейчас канис-терапия у всех на слуху, а еще лет 10 назад о ней никто не знал. Раньше собак заводили просто как компаньонов. Теперь же многие предполагают, что животное может стать «доктором» для их ребенка.

Казалось бы, нужно стремиться дать особому ребенку возможность чаще общаться с собакой? Но все гораздо сложнее.

Шаг первый: ставим цель

Фото Надежды Сокоревой

В вопросе заведения домашнего животного родителям особого ребенка надо в первую очередь отталкиваться от задач, которые вы перед собой ставите. Кого вы хотите – собаку-компаньона, веселого зверя рядом, или вы хотите собаку-терапевта, для серьёзной систематической работы с ребенком? Это совсем иной уровень требований.

А может быть, вы хотите, чтобы животное стало вашей поддержкой – просто прийти в себя, просто выйти лишний раз на улицу подышать воздухом – чтобы был повод переключиться? Это тоже хорошо. Но в этом варианте требования к такой собаке будут ниже, чем к псу, который будет взаимодействовать с ребенком.

Шаг второй: думаем о безопасности и ребенка, и собаки

Фото Надежды Сокоревой

«Первое правило техники безопасности – собаку нельзя будет оставлять наедине с ребенком. Ну а дальше – важно следить за их взаимоотношениями, — говорит Татьяна Любимова. — Иногда мне родители звонят и рассказывают: «Наш ребенок так весело с собакой играет, пихает ее в стиральную машину и хохочет». И человек не понимает всего ужаса ситуации. Мне в таких случаях жалко собаку. Чем она это заслужила?

Или, к примеру, ребенок привык дергать собаку, таскать ее за уши и так далее, но я-то на занятии могу его проконтролировать, вовремя переключить или оторвать от животного, однако если мама не реагирует, то ребенок точно так же ведет себя потом со своей собакой. Отучить его трудно, это требует много времени и усилий. А родителей это устраивает — ребенок отвлечен, занят чем-то.

Но в чем цель? В таком процессе нет эмпатии, ребенок играет «в собаку», а не с собакой, он не воспринимает ее как живое существо, которому больно, плохо и дискомфортно. И ребенок очень быстро привыкает к тому, что можно делать больно».

Шаг третий: прикидываем свои физические возможности

Фото Надежды Сокоревой

Щенок должен гулять 4-5 раз в день, пока не научится соблюдать чистоту в доме. Осечки могут быть до года: собака может нечаянно нагадить в квартире в этом возрасте. Как вы сможете с этим справиться, убирать, выводить ее? И ведь нужно помнить, что особого ребенка не всегода оставишь без присмотра: значит, придется 4-5 раз в день одеть и раздеть ребенка, чтобы взять его с собой на прогулку. Ребенок с особенностями не может при этом самостоятельно раздеться и одеться — это снова время.

«При этом на детской площадке гулять с собакой нельзя, я даже со своими собаками- терапевтами, хотя они послушны и обучены, никогда туда не хожу, ни одна моя собака ни разу лапой не ступала на детскую площадку, хотя вместе росли уже двое детей и три наши младшие собаки, — говорит Татьяна. — А вы с ребенком, с особенным ребенком, и ему тоже нужно полноценно погулять. Как быть?».

К тому же щенка надо водить на поводке, обучать. Совмещать такие вещи с прогулкой с детьми невозможно. Или ребенка нужно занимать чем-то в это время.

Очень часто, отмечает Татьяна, семьи не рассчитывают свои силы. Потом собак, на которых у родителей особенного ребенка нет времени, приходится переустраивать в другие руки.

Сенсорная нагрузка: снижаем агрессию или провоцируем?

Фото Павла Смертина

Есть дети, и их немало, отмечает Татьяна Любимова, которым необходимо, по крайней мере, на первых порах, ограничение в общении с собакой, иначе ребёнок или перевозбудится, или уйдёт в торможение.

Еще важно помнить, что общение с собакой, особенно тактильное, это мощная сенсорная нагрузка. «Мы ведем первые занятия не более 15 минут. Поначалу ребенку с аутизмом хватает даже 15 минут в неделю, чтобы появились положительные сдвиги. И это чётко структурированное занятие, а не просто взял поводок и побежал. Процессом руководит специалист, который следит за состоянием ребенка, что с ним происходит, чтобы был результат. Даже с хорошо обученной собакой редко в домашних условиях родителям удается проводить полноценное занятие».

В семье собака часто не оправдывает возложенных на нее «терапевтических» ожиданий, а превращается в подушку, в предмет интерьера.

В лучшем случае она воздействует на эмоциональную сферу ребенка. В худшем – приводит к огромному регрессу, отмечает эксперт.

«Ребенок не умеет общаться с собакой. А щенок прыгает, кусает, он резкий, он бурно реагирует на ребенка, он живет своей щенячьей жизнью. Ребенок в итоге находится в стрессовой ситуации 24 часа в сутки, он не ощущает себя дома защищённым, как в поговорке «мой дом — моя крепость»».

В практике Татьяны были случаи, когда к ней обращались за помощью родители в таких ситуациях. «Были стремительные регрессы. В самом тяжелом случае щенок жил 6 месяцев в ванной комнате, а ребенок ходил в туалет по стеночке, а потом лег в позу эмбриона и вообще отказался что-то делать, совсем замкнулся».

Сигнал усталости

Частый спутник различных нарушений развития детей — нарушение сенсорной интеграции: человек плохо ощущает себя в пространстве. Бывает, поясняет Татьяна Любимова, что во время общения с собакой ребёнок начинает лучше чувствовать свое тело, и для усиления своего ощущения ребенок может неожиданно пнуть собаку или даже укусить ее, или стиснуть.

«Но это не агрессия как таковая. Это способ познания мира, он просто иначе не умеет. Надо в этот момент научить его взаимодействовать с собакой. И это, кстати, один из ключевых моментов в нашей работе. С истинно агрессивными манипуляциями по отношению к животным я сталкиваюсь редко, можно пересчитать по пальцам.

Бывает, что кажущаяся агрессия – это, на самом деле, сигнал об усталости. И такого ребенка я просто положу с собаками, чтобы он расслабился. (Но если ребенок бьет собаку и смотрит на меня, ждет моей реакции, то я выдворю его с занятия – это уже осознанное агрессивное поведение».) Такая «агрессия» наблюдается не только у аутистов, в детдомах, например, сплошь и рядом, у детей с нарушениями интеллекта, особенно с глубокими.

Это и есть тот тонкий момент. Когда у ребенка просыпается желание сильного тактильного контакта, это желание нужно вовремя направить. Иначе негативное поведение быстро закрепляется.

Если родители неопытны в этих вопросах, можно только навредить.

Поэтому крайне важно отслеживать общение ребенка и собаки. «Они должны научиться считывать сигналы друг друга. Но до этой вершины еще идти и идти. В дрессировке щенка нужна помощь кинолога, и лучше, чтобы он приходил домой и на месте понаблюдал взаимодействие родителей, собаки и ребенка, подкорректировал, дал рекомендации, — считает Татьяна. Причем такую работу надо начинать уже с двух месяцев жизни щенка. Объяснять собаке, что такое хорошо и что такое плохо, и, конечно, обязательно проходить курсы дрессировки. Причем не только на площадке, а в бытовых условиях – собака должна слушаться в любой ситуации».

Выбираем породу

Фото Надежды Сокоревой

Если все же семья принимает решение о том, чтобы в доме появился питомец, то нужно тщательно подойти к выбору. И опять же – исходя из своих целей и задач, а не руководствуясь желаниями или эстетическими пристрастиями.

«Обратите внимание на ваш темперамент и характер собаки. Побывайте на выставках, присмотритесь к породам. Кому–то по сердцу собака-каучуковый мячик, кому-то – спокойные и вальяжные. Собака может быть маленькой, но заполнять собой все пространство, энергетическим сгустком. А может быть большой, но словно незаметной, — отмечает Татьяна Любимова. — Не поленитесь и почитайте хорошие справочники: для чего выведена порода.

Вам понравилась гончая – но она выведена для работы в лесу, она должна самостоятельно бежать и гнать зверя. И эту черту убрать из характера собаки будет практически невозможно. А если она побежит от вас в парке – ваши действия?

Или, скажем, ротвейлер. Это служебная собака для работы, защитно-караульной службы. Сможете ли вы контролировать такую собаку, весом в 80 кило, если в другой руке у вас ребенок? Бывают и добрые ротвейлеры, но это всё же не породный признак, и неизвестно, как поведёт себя собака в критической ситуации.

Я категорически против того, чтобы в семью с детьми, тем более с особенностями здоровья, заводили агрессивных собак – были случаи весьма печальные. Или, скажем, милый бигль – сейчас эту породу воспринимают как собаку-компаньона, но это все же гончая, не очень заинтересованная в общении с человеком. Она не будет взаимодействовать с ребенком, как от неё ждут».

Татьяна рекомендует заводить в семье с ребенком-аутистом собаку среднего размера.

«Собаку крупную – как и лошадь – ребенок-аутист воспринимает по частям. Специалисты отмечают, например, что ребенок вполне естественно и хорошо может воспринимать лошадь, сидя на ней верхом, но годами отшатывается от морды. Так же и с большой собакой – будет играть с ее спиной, но шарахаться от морды. А маленькую собаку может просто сильно сжать, делать ей больно, нечаянно покалечить».

Кстати, некоторые родители идут от противного. Например, ребенок боится собак – и они, зная об этой особенности, намеренно заводят щенка, считая, что при близком общении ребенок сможет перебороть свой страх и в итоге дружба с животным принесет пользу. Но бывает, что результат оказывается еще хуже. В одном из подобных случаев мама завела малышу щенка кавказской овчарки. Теперь мама тоже боится собаку, овчарка живет на улице, охраняет дом. Этот «ход конем» не принес никакой пользы ребенку.

Маленькое, но страшное?

А может быть, обратить внимание на других животных? Например, завести не собаку, а хомячка, скажем, или рыбок? Они не опасны для ребенка, и с ними не будет столько хлопот… Но и тут не все так просто.

Такой вариант подходит, если родители хотят, чтобы ребенок научился наблюдать. Но давать таких мелких животных в руки лучше не стоит.

Мелкие существа могут неожиданно напугать.

«Мелкие животные очень резкие и быстрые. А дети с нарушениями не успевают их отслеживать. Поэтому пугаются. Из-за этого некоторые дети, кстати, боятся и маленьких собак, — говорит Татьяна Любимова. – Это как мы с мышкой – когда она сидит на ладони, и мы любуемся ее лапками и глазками-бусинками, нам интересно, а если такая же мышь метнется мимо нас из буфета, мы отпрянем в ужасе. Просто потому, что мы не успеваем разглядеть, и мозг сигнализирует об опасности».

Возможно, такому ребенку подойдут малоподвижные животные? Скажем, черепахи или хамелеоны? Может быть, соорудить дома террариум? Это возможно, но учитывайте состояние здоровья ваших детей. Какой иммунитет у ребенка, нет ли у него астмы, аллергии. «Например, черепахи часто болеют сальмонеллезом, потому что они выловлены в дикой природе, и могут заразить ребенка. На птиц может быть аллергия, на корм для рыб тоже. Так что нужно исходить из индивидуальных особенностей ребенка».

Самый безопасный и беспроигрышный способ дать ребенку с особенностями здоровья общаться с животными с пользой для себя – это, в частности, посещение зоопарка. Но в этом случае, рекомендует наш эксперт, не ставьте перед собой цель за один день обойти все вольеры. Лучше, когда ребенок воспринимает информацию дозированно. Например, отправьтесь любоваться бабочками, или уделите время изучению поведения пингвинов или обезьян.

Пять проверочных вопросов

Итак, если вы приняли решение взять собаку в семью с особенным ребенком, ответьте себе на вопросы:

  1. Зачем именно вам нужна собака? Просто для общения (тогда учтите варианты реакции ребёнка), для каких- то конкретных занятий (каких, с какой целью и т.д.)
  2. Сколько вы сможете уделять внимания собаке? Ухаживать за шерстью, выгуливать, дрессировать.
  3. Насколько технически осуществим непредвиденный выгул собаки, к примеру, мамой с двумя детьми, один из которых, к примеру — аутист?
  4. Есть ли у вас средства на дрессировку, уход, плановые (обязательно вакцинация и обработка от блох и клещей) и непредвиденные ветеринарные расходы?
  5. Насколько вы способны контролировать общение ребёнка и собаки, есть ли вообще опыт дрессировки и воспитания собак?

Кстати, родители часто думают, что ребёнок сам будет ухаживать за животным. Напрасно. «Как бы убедительно ни звучали уверения ребёнка, что он всё- всё будет делать сам, всё же надо отдавать себе отчёт, что ответственность за ситуацию с животным целиком и полностью лежит на взрослых. К тому же во многих регионах по правилам содержания домашних животных выгул собак детьми до 14 лет без сопровождения взрослых запрещён», — напоминает эксперт.

Олли, первая собака-терапевт в России

Фото Надежды Сокоревой

Наш эксперт Татьяна Любимова – тоже мама особенного ребенка. Сын Татьяны Саша родился с тяжелой формой ДЦП. Когда мальчику было 4 года, родители завели собаку. «Саша сам не говорил, но оказалось, что он давно мечтал о собаке – это обнаружила и поняла наш психолог, — вспоминает Татьяна. — Мы очень тщательно подходили к выбору собаки, взяв в итоге золотистого ретривера Олли. Но все же мы все равно совершили всевозможные ошибки».

Татьяна думала, что я сможет выдрессировать собаку самостоятельно, у нее уже были собаки. Но ее усилий оказалось недостаточно, пришлось обращаться в центр, который готовит собак для работы с инвалидами.

Олли начала заниматься в центре и в итоге стала первой собакой-терапевтом в России. «Олли стала нашим счастливым лотерейным билетом. Когда мы выходили с Сашей гулять, он страшно ею гордился. И прохожие видели не мальчика-калеку, а мальчика с красивой, умной и послушной собакой.

Когда Саши не стало, мы стали работать с Олли с другими детьми. У нас уже были знания и о детей-аутистах, и о детях с другими заболеваниями. Потом нас пригласили в школу 1492 вести группу с детьми-инвалидами, и это был второй лотерейный билет. Сейчас, спустя 12 лет после начала регулярных занятий, к нам приходит уже более 150 детей».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте также:  Когда начинать кормить щенка только сухим кормом
Оцените статью