Морские свинки хомяки черепахи конспект урока

конспект занятия «Морские свинки»
план-конспект занятия ( класс) на тему

занятие «Морские свинки» входит в состав раздела «Oбитатели живого уголка» программы «Юный натуралист.

Скачать:

Вложение Размер
конспект занятия «Морские свинки» 90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Морские свинки

Возраст обучающихся : 7-10 лет

Тип занятия: Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели: познакомить детей с морскими свинками, показать их особенности; учить выделять существенные признаки природных объектов. Продолжить обучение практическому исследованию объектов природы.

Образовательные. Расширение познавательной сферы детей через знакомство с морскими свинками: узнать особенности строения тела, повадки, обитание в природе, происхождение названия, история одомашнивания и использования человеком. Выполнение практической работы по описанию внешнего вида животного.

Воспитательные. Воспитание уважительного и бережного отношения к домашним животным; воспитание чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения выслушивать ответы товарищей.

  • Развитие логического мышления, памяти через выполнение тестовых упражнений,
  • Развитие наблюдательности, внимания, умения отвечать на вопросы, делать простейшие выводы
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока.
  • Развитие речи через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.
  • Развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию групповой, парной работы.

Методы организации работы : наблюдение, словесный , практическая работа, наглядный

Формы организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и технические средства обучения

Наглядные пособия и раздаточный материал:

  • слайд-презентация «Морские свинки»
  • карта обитания животных в природе (или карта мира)
  • листки с проверочным тестом (один на пару учащихся)
  • бумажные полоски с вопросами для практической работы (вложить их в упаковку из-под киндер-яиц)
  • 2 шляпы с надписями «шляпа вопросов» и «шляпа ответов»
  • клетка с морской свинкой,

Рабочие материалы для обучающихся : карандаш, линейка, листы бумаги

Материалы и оборудование, используемые педагогом : ПК, проектор.

Аннотация . Занятие «Морская свинка»- ознакомительное занятие в целом ряду занятий тематического блока «обитатели живого уголка». Дети должны заинтересоваться дальнейшим изучением содержания этого животного, закрепить навыки наблюдения и описания животного. Эти навыки потребуются им и в дальнейших занятиях по изучению животного мира.

  1. Организация начала урока .

Здравствуйте, мои юные натуралисты. Очень рада вас видеть снова и хочу пожелать вам наблюдательности и хорошего настроя на занятии.

Перед детьми стоит клетка, накрытая темным материалом.

— Ребята, в этом клетке животное, которое любит темные, тихие норы. Послушайте его голос. (Дети слушают 3 варианта звуков, издаваемых морской свинки) ( Слайд 1 )

— Кто это? (ответы детей).

— Открывается клетка с морской свинкой (Слайд 2)

Сегодня мы поговорим о морской свинке. Что мы знаем о ней? (ответы детей ). (Слайд 3)

— Предлагаю пополнить ваши знания об этом животном. Проведём с вами практическую работу под названием «Внешний вид морской свинки» .

3. Изучение нового знания

  1. Внешний вид морской свинки.

Перед вами шляпа вопросов, в шляпе волшебные яйца, а в яйцах записки с вопросами о внешнем виде морской свинке. Давайте найдем ответы на эти вопросы. Каким способом можно это сделать .(Ответы детей). Учитель подводит детей к выводу: чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно понаблюдать

Практическая работа . Дети делятся на группы по 3-4 человека, достают яйцо с вопросом, читают и в течении 5-7 минут формулируют ответ в виде мини рассказа. Каждая группа описывает один или несколько признаков животного.

Свинка по очереди передается от группы к группе детей.

1- Чем покрыто тело свинки? Какого цвета шерсть? Какая шерсть на ощупь?

2- Какого цвета, размера, формы глаза, усы и уши?

3- Туловище и шея. Какой они формы и размера? (измеряется длина и высота тела)

4- Лапы. Какие они, сколько когтей?

— Послушайте, какой мини рассказ о морской свинке вы составили. Учитель озвучивает записки из шляпы ответов.

(Учитель задает вопрос на внимательность).

— Мы совсем позабыли про хвост. А какой у морской свинки хвост? ( Хвоста нет).

  1. Обитание в природе и история одомашнивания.

— Ребята, а где водятся морские свинки? Попробуйте самостоятельно ответить на этот вопрос. ( Дети находят висящую в классе карту и определяют по ней место обитания морских свинок — Южную Америку).

— Вы славно поработали, теперь можно отдохнуть и посмотреть презентацию о морской свинке. (Учитель сопровождает презентацию рассказом)

(с лайд 4 )Дикие свинки обитают в разнообразных средах — от болотистых низин до скалистых, сухих плоскогорий. Дикие свинки отличаются от одомашненных более легким строением тела и большей подвижностью. Обычно вес взрослой свинки приблизительно 1 кг, длина около 25 см. (Сравните с длиной нашей свинки). Окраска шерсти дикого животного отличается от домашних и имеет черно-коричневый цвет, живот у диких морских свинок окрашен от желто-рыжего до белого цвета. (Учитель предлагает детям объяснить природный окрас свинки). Такой окрас хорошо скрывает животных от хищников.

Эти зверьки живут в норах, некоторые строят наземные укрытия из растений, третьи же используют естественные убежища, например, скальные расщелины. В семье от 5 до 15 животных, во главе группы — один взрослый самец. Каждая стайка занимает определенную территорию, на которую вход посторонним группам запрещен. Питаются травой и зеленью. Пищу принимают главным образом в утренние и ночные часы. Передвигаются проворно и быстро, наибольшую активность проявляют утром и в сумерки. Свинки пасутся стадами и подают друг другу сигналы с помощью свиста. Если возникает опасность, они скрываются в укрытиях.

(с лайд 5 )Впервые морские свинки были одомашнены индейцами племени инков, которые не только приручали их как симатичных домашних зверьков, но и использовали в пищу и для жертвоприношений. Бедные индейцы жертвовали морских свинок, богатые — лам. Держали свинок дома, а еще чаще в небольших загончиках и кормили остатками со стола. Об этом свидетельствуют рисунки на вазах и найденные мумии морских свинок. Уже тогда свинки имели разнообразный окрас. Только морских свинок черного цвета не встречалось среди обнаруженных мумий животных. Черный считался цветом злых духов или цветом зла, и поэтому черные морские свинки уничтожались сразу же после рождения. Индейцы верили, что морская свинка перетягивает на себя болезнь.

Домашние морские свинки и по сей день привлекают индейцев Южной Америки. В Перу для этого держат 67 миллионов морских свинок, которые в год дают около 17 000 тонн мяса. Мясо морских свинок по сей день остается источником ценного белка для бедных индейцев Анд, жители же побережья считают его деликатесом.

(слайд 6 ) В наше время в Южной Америке проводятся карнавалы морских свинок. Животных наряжают в карнавальные костюмы и показывают на улицах.

В Европу морские свинки попали на кораблях испанских мореплавателей в XVI веке еще 4 века назад из Перу. Сначала они были редкостью и дорого стоили. В Англии заморская свинка стоила одну гинею, а тогда это были большие деньги. Постепенно свинки распространились по всей Европе.

( слайд 7 ) Физминутка.

  • Вот мы руки развели,
  • Словно удивились.
  • И друг другу до земли
  • В пояс поклонились!
  • Наклонились, выпрямились,
  • Наклонились, выпрямились.
  • Ниже, ниже, не ленись,
  • Поклонись и улыбнусь

— Вот какая богатая история у морских свинок. А еще случаются с этими животными разные невеселые истории. Известны факты, когда, купив зверька, новые хозяева запускали несчастного животного в аквариум или бочку с водой «поплавать» — свинка-то морская. Один «любитель животных» позвонил продавцу морской свинки и пожаловался, что его подопечная сначала плавала, а потом почему-то перестала и пошла ко дну.

— Как вы думаете, почему происходят такие случаи, и за что морские свинки получили своё название. (ответы детей)

( слайд 8)- Оказывается, раньше свинки назывались «заморскими» (привезенными из-за моря), но со времени название превратилось из «заморские» в «морские». Получается, морская свинка носит свое название не совсем заслуженно, поскольку к морям, водоемам да и вообще к свиньям не имеет никакого отношения.

(слайд 9) Почему «свинки» спросите вы. Возможно, впервые повстречавшим их европейцам эти трусившие на коротких ножках животные показались похожими на свинок или на молочных поросят.и за это животных прозвали свинками. По другой версии,название свое животное получило за издаваемые звуки. Послушайте голос морской свинки сравните со звуком, издаваемым обычной свиньёй. Как вам кажется , голоса похожи? Возможно, за сходство голосов ее назвали свинкой.

К нам название «морская свинка» пришло из Германии, во всех же других странах эта зверюшка известна под названием «индийской свинки». В то время Америку называли Индией, вот почему зверек и получил имя индийская свинка, хотя к Индии он тоже никакого отношения не имеет.

— Много нового вы узнали о морской свинке. А все ли запомнили?

Ответьте на вопросы теста и сложите слово из букв – шифра. И тогда вы узнаете научное название морской свинки.

Тест «Морская свинка»

  1. Отчего м.с. называется морской ?
  • Живёт у моря, (Р),
  • От слова «заморская» (К),
  • Очень любит плавать в воде (С).
  1. Где в природе устраивают жилища м.с.?
  • В подземных норах и расщелинах скал (А),
  • На ветвях деревьев (О),
  • В подводных пещерах (И).
  1. На каком континенте живут м.с. в природе?
  • Африка (Л),
  • Австралия (Д),
  • Южная Америка (В).
  1. Сколько пальцев на всех лапах м.с.?
  • 20 (Я),
  • 16 (Е),
  • 14 (И).
  1. Где лучше поставить клетку с м.с. в квартире?
  • Поближе к свету и солнцу, так как м.с. живут в теплых странах (О),
  • В тихом, спокойном месте, так как м.с. очень пугливы (Я),
  • На открытом балконе, так как м.с. любят свежий воздух (Ю).

— Итак, научное название нашей морской свинки кавия. ( слайд 10)

  1. Подведение итогов. (слайд 11)

— Последнее ваше задание на сегодня- поделиться впечатлениями и закончить одно из предложений:

  • Меня сегодня удивило…
  • Я узнал..
  • Было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я работал на уроке…

Ребята! Мне очень приятно было с вами работать. Не забывайте, что в живом уголке обитают не только морские свинки, но другие животные. Их тоже будет интересно изучить. Жду вас на своих занятиях.

Список используемой литературы

  1. Атлас животных-М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2000
  2. Бергхов П. Хомяки и морские свинки .-К.: ГИППВ 1998. 160 с.
  1. Котенкова Е.В. Морская свинка. – М.:Издательство «Компания Дельта М»,2001. -32 с.
  1. Нидхем К., Янг К. Загадочный мир животных-М-«РОСМЭН».2002
  2. Самусенко Э.Г. Друзья нашего дома. – Минск: «Полымя», 1992. – 270 с.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: «Издательство АСТ», 1992, 543 с.

Конспект открытой НОД в средней группе «Домашние питомцы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Цель: Систематизация знаний о домашних питомцах.

Задачи:

Образовательные:

· Уточнять и расширять знания детей о домашних питомцах, и как за ними ухаживать.

· Закреплять знания детей о характерных повадках и признаках домашних питомцах.

Развивающие:

· Ввести в активную речь детей слова с обобщающим значением «домашние питомцы», «детеныши».

· Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.

· Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

· Воспитывать желание заботиться о домашних питомцах.

Оборудование: игрушка-перчатка бабушка Клава, картинки с домашними питомцами, игрушки, корзина (молоко, кость, зерно, морковь, капуста, сладости), банки с водой (для опыта).

Скачать:

Вложение Размер
domashnie_pitomtsy.docx 25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познание» (ФЦКМ)

НОД в средней группе «Домашние питомцы»

Цель: Систематизация знаний о домашних питомцах.

  • Уточнять и расширять знания детей о домашних питомцах, и как за ними ухаживать.
  • Закреплять знания детей о характерных повадках и признаках домашних питомцах.
  • Ввести в активную речь детей слова с обобщающим значением «домашние питомцы», «детеныши».
  • Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.
  • Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
  • Воспитывать желание заботиться о домашних питомцах.

Оборудование : игрушка-перчатка бабушка Клава, картинки с домашними питомцами, игрушки, корзина (молоко, кость, зерно, морковь, капуста, сладости), банки с водой (для опыта).

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями). Стук в дверь.

Ребята, вы слышите, кто-то стучится. Давайте узнаем кто это. Воспитатель вносит игрушку – перчатку бабушка Клава (игрушка знакома по последним встречам) . Смотрите ребята, к нам пришла бабушка Клава. Давайте поздороваемся с ней. Сегодня она пришла к нам с загадками, чтобы проверить, хорошо ли мы знаем домашних питомцев и умеем ли мы за ними ухаживать. Ну, что поиграем с бабушкой Клавой?

Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет . (черепаха).

— Ребята, посмотрите, какие у меня живут черепахи.

— Как называются ноги у черепахи (Лапы) , а у другой (Ласты) .

-А как вы думаете, зачем этой черепахе ласты? (Она живет в воде) .

-Чем питается черепаха? (Капуста, морковь, водоросли) (Показать картинки).

Считается, что некоторые вид черепах живут до 200 лет.

Молодцы! Следующая загадка:

Но с водой не знается.

Догадались кто это? (Кошка)

Давайте проверим, правильно ли вы отгадали. Показать кошку.

— Правильно, а как называются детеныши кошки? (Котята)

— Как называются ноги у кошки? (Лапы.)

— Какой у неё хвост? (Длинный)

— Какой у неё носик? (Маленький и чёрный.)

— А чем можно кормить кошку? (Молоко, специальный корм)

Молодцы, а вы знаете, что наша кошка любит делать зарядку, давайте сделаем вместе с ней:

Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),

Весело шагать (ходьба).
Руки поднимать (руки вверх),

Руки опускать (руки вниз),

Руки опускать.
Приседать и вставать,

Приседать и вставать.
Прыгать и скакать.

Ой, какие вы молодцы, ну что продолжим нашу игру? Следующая загадка:

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит «Филипп-Филипп»,
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это — . (Попугай).

(Показать попугая) . Дети рассматривают попугая.

— Ребята, а вы знаете, чем можно кормить попугая? (ответы детей)

— Вы знаете, что есть теплые страны, где попугаев очень много, и они летают везде, как у нас голуби, воробьи (вспомнить мультфильм «РИО»). Поэтому у нас, в России, попугаи являются декоративными птицами.

-А как называются ноги у попугая? (Лапы).

-Давайте посмотрим, а сколько лап у попугая? Крыльев?

-А как называется нос у попугая? (Клюв)

-Давайте сравним: у кошки шерсть, а у попугая…. (Перья)

— А чем можно кормить попугая? (Ответы детей)

— А как называются детеныши попугая (птицы)? (Птенцы)

— А каких еще вы знаете декоративных птиц? (ответы детей, показать картинки с канарейкой, разными видов попугаев) .

Ой, какие вы молодцы, следующая загадка:

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

— Правильно, вы опять отгадали. А как зовут детенышей собаки? (Щенята)

— Какой у неё хвост? (Ответы детей)

— Ребята, а кого есть дома собака? А как вы за ней ухаживаете? Чем кормите?

— Какую пользу приносят собаки человеку? (Ответы детей)

Молодцы. А давайте с нашей собакой поиграем в игру «Лохматый пес». Объяснить правила игры .

Малоподвижная игра «Лохматый пес»:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет.

Провести дыхательную гимнастику. 2 раза.

А теперь следующая загадка:

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)

Дети рассматривают аквариум (картинку с аквариумом).

-Ребята, а чем дышат рыбки в аквариуме? (ответы детей)

— А вы знаете, что в воде есть кислород? Давайте проведем опыт.

Опыт «Кислород в воде»

Ход эксперимента: Предложить детям проверить, действительно ли есть кислород (воздух) в воде. Для этого налить в банку воду и сравнить с банкой воды, которая была налита заранее. На стенках второй банки образовались пузырьки – это и есть кислород. Спросить у детей, откуда взялись пузырьки, и объяснить, что это выделился кислород, которым дышат рыбы и все водные обитатели.

Днем он постоянно спит,
Ночью бегает, шуршит.
Раз он в миске искупался,
Весь намок и испугался.
Он ведь вовсе НЕ моряк,
А зовут его . (Хомяк)

Дети рассматривают картинку с хомяком.

-Ребята, посмотрите какие щечки у хомяка. Как вы думаете, зачем ему такие щеки? (делать запасы). Рассмотреть картинки с морской свинкой, шиншилой, крысой.

Ест морковку, длинноухий,
Не обидит даже мухи!
В страхе спрячется под столик!
Он похож на зайца! . (Кролик)

Дети рассматривают кролика (игрушку).

-Кролик какой? (Пушистый, мягкий)

-Ребята, давайте вспомним, какую пользу приносят кролики человеку?

— А чем можно кормить кролика?

Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки! А почему они называются домашние питомцы? (ответы детей).

Молодцы, ребята. А давайте с вами поиграем, и посмотрим, что вы запомнили.

Дидактическая игра «Кто чем питается?» : в корзине лежит: молоко, косточка, морковь, капуста, конфета, шоколад, зерно. Картинки или игрушки (собака, кошка, кролик, попугай, черепаха). Нужно «накормить» питомцев.

Ребята, а можно нашим питомцам давать сладости? Почему? (ответы детей).

Дидактическая игра «Скажи ласково»:

Итог: Молодцы, к сожалению, наша игра закончилась. Давайте скажем до свидание бабушке Клаве. Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей) . А мне понравилось, что вы себя вели очень хорошо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:» Делай так, а не иначе». Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном .

Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр.

Интересное занятие по хореографии, разработанное мною для детей средней группы.

1. Учить детей различать людей разного возраста и пола, дать пред­ставление о ходе развития человека. Подвести детей к пониманию того, что все люди — разные (отличаются не толь.

Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить .

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Читайте также:  Морская свинка отек легких
Оцените статью