Опять двойка порода собаки

«Опять двойка» – знаменитое “детское” полотно Фёдора Решетникова

«Опять двойка» – одна из известнейших картин Фёдора Решетникова

Картина знаменитого советского художника Фёдора Решетникова знакома людям самых разных возрастов. Как правило, знакомство с ней происходит ещё в школе, ведь ситуацию, в которую попал главный герой полотна «Опять двойка», понимает каждый ученик (даже тот, кто ни разу не получал двойки).

Со временем мы начинаем замечать новые детали в этой картине, а потому она остаётся интересной как для юного зрителя, так и для взрослого человека. Что же раскрывают перед нами образы этого творения? Какой смысл вложил в него Фёдор Решетников, его автор? И как, по предположению, будет развиваться сюжет, показанный нам?

О мастере

Фёдор Павлович Решетников появился на свет в 1906 году в небольшой украинской деревушке. Увы, уже с ранних лет он познал всю боль и глубину потерь. Когда мальчику исполнилось три года, он остаётся сиротой. Опеку над маленьким Фёдором берёт старший брат. Он зарабатывал на жизнь росписью иконостасов и стен церквей в соседних деревнях.

Как вы догадываетесь, именно благодаря ему Фёдор Павлович заинтересовался живописью, к которой впоследствии проявил особенный талант. Растирая краски и перемывая кисти, что подавал во время работы старшему брату, юный Решетников сам понемногу осваивал это непростое искусство. Втайне он создавал первые свои рисунки. В период Гражданской войны Фёдор уходит из дома, чтобы не становиться обузой для брата.

Читайте также:  Возникновение порода собак овчарка

В эти сложные времена ему довелось перепробовать самые разные профессии. Решетников был и плотником, и шахтёром, однако в его душе теплилась надежда когда-нибудь написать свои настоящие картины, которые увидел бы свет.

Советский художник Фёдор Павлович Решетников

Как ни странно, но необыкновенное призвание написания картин на детскую тему Решетников открыл в военные годы. Тогда он работал корреспондентом, поскольку достиг высокого мастерства в создании графических шаржей, что создавались художниками-репортёрами.

За время своей насыщенной деятельности Фёдор Павлович создал много интересных и запоминающихся картин, самыми известными среди которых стали «За мир», «Прибыл на каникулы», «Достали “языка”». Но, без сомнения, известность живописцу принесла его работа, названная «Опять двойка». Глядя на неё, поневоле чувствуешь себя участником событий, что так ярко преподнесены художником.

История создания картины

«Опять двойка» – картина, что является второй частью трилогии полотен. Ей предшествует «Прибыл на каникулы», а третьей частью истории стала «Переэкзаменовка». Процесс её написания был весьма интересным и даже забавным. Как рассказывал Решетников, для написания картины на школьную тематику он пришёл в школу, где учителя пригласили его посетить уроки.

Заметив незнакомого человека, сидящего в конце класса, ребята смущались и волновались – им казалось, что это какой-то проверяющий. Один мальчик, которого вызвали к доске, и вовсе не смог решить очень лёгкую задачу. Он был до того смущён, что Фёдор Павлович решил написать его на своей картине.

Правда, работа шла нелегко. Почему-то ученик не вписывался в поданный живописцем школьный интерьер. Он даже заменил учителя на полотне, но всё равно оставался недоволен своей работой.

Однако в итоге Решетникова осенила спасительная идея: ведь ребёнок мог быть не в школе, а дома! Так и была создана известная нам картина, сюжет которой не может оставить равнодушным ни детей, ни взрослых.

Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка», 1952 год
Местонахождение картины: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Опять двойка» — описание картины

На картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова мы видим семью, что встречает мальчика, вернувшегося из школы. Его вид красноречиво говорит о том, что вместо уроков он занимался катанием на коньках, играл “в войну” с дворовыми ребятами.

Особенное внимание к себе привлекают младший брат главного героя и собака. Они рады видеть своего любимца, ведь хотят поиграть с ним. Мать мальчугана с грустью смотрит на него, а старшая сестра явно осуждает.

Фрагмент картины Решетникова «Опять двойка»

Как отмечают искусствоведы, в картине «Опять двойка» есть явное разделение на негативных и положительных персонажей, третьим же элементом являются сочувствующие лица. Однако я не соглашусь с подобной распространённой версией. Несмотря на нерадивость школьника, он явно очень добрый мальчишка, который искренне любит маленького брата и собаку. В то же время стоит поддержать мать и сестру, что желают своему родному человеку успешного будущего, тяжело переносят подобные школьные промахи.

Полотно Фёдора Решетникова имеет немало интересных деталей. С первого же взгляда становится заметно, что в семье нет отца. Вероятнее всего, он погиб на войне. Однако бедствующими этих людей не назовёшь. Мы видим ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года, когда люди ещё пытались оправиться от военных потрясений, это были предметы роскоши, которые могла позволить себе далеко не каждая семья.

Главный герой и его собака. Фрагмент картины «Опять двойка»

Не менее занимательный аспект – композиция картины. Персонажи выстроены в форме треугольника, вершина которого упирается в картину, висящую на стене. Это особая ирония Решетникова – в качестве репродукции он изобразил собственное творение «Прибыл на каникулы», что было написано ранее.

Подобный приём использования изображения предыдущей картины повторяет и в третьей части трилогии – «Переэкзаменовке», что является сюжетным продолжением истории.

«Опять двойка» – одна из самых известных картин Фёдора Решетникова, художника, что с особой теплотой писал детей. Нежное и трепетное отношение к ребятам, понимание их радостей и тревог живописец передаёт в каждом своём творении. Даже здесь нельзя определить, сильно ли осуждает Решетников своего героя, ведь его образ выписан с душевностью и любовью.

Картина решетникова опять двойка: биография художника, история написания, сюжет полотна

Опять двойка картина Фёдора Решетникова

«Опять двойка» — картина известного русского художника Фёдора Решетникова (1906-1988), признанный шедевр русской живописи. В школьной программе СССР и современной России картина «Опять двойка» используется в качестве изучения на уроках русского языка. По картине Решетникова пишут сочинение, изучают искусство великих русских живописцев.

Практически каждый человек в нашей стране в школьные годы писал по этой картине сочинение. Картина знакома каждому школьнику, так как используется для оформления учебников. Такую популярность она получила потому, что иллюстрирует реалии ученической жизни, понятна для школьников.

Картина «Опять двойка» была написана художником Фёдором Решетниковым в 1952 году. Холст, масло. 101 × 93 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Является одной из трёх связанных картин общей школьной тематики. Первая картина — «Прибыл на каникулы».

Стоит отметить, что репродукция этой работы расположена на стене над головой мальчика с картины «Опять двойка». Художник поместил одну картину в другую как некий символ, обозначающий образ отличника, к которому стоит стремиться двоечнику.

Третья картина из цикла — «Переэкзаменовка».

История

История написания картины довольно забавная. Изначально Решетников задумал писать картину про отличника, который докладывает матери о полученной пятёрке. Чтобы найти для написания работы подходящий образ, Фёдор Павлович пришёл в школу и сел за последнюю парту.

Учитель, специально для художника, вызвал к доске отличника класса и задал несложную задачу, которую тот должен был легко решить, показав необходимые эмоции. Однако ученик, засмущавшись незнакомого человека, опустил глаза и не мог вымолвить ни слова, молчал, крутил мел в руках и не понимал подсказок из зала.

Увидев трогательную сцену, Фёдор Решетников изменил тему замысла.

Художник сделал несколько набросков в классе, заменил учителя учительницей, но сюжет показался ему скучным, и тогда он решил перенести сюжет в семью. Так и получился шедевр русской живописи, который известен каждому человеку в нашей стране и многих других странах мира.

Описание

Композиция произведения представляет собой треугольник, образованный фигурами и предметами. Такую композицию применяли и применяют многие художники, так как при помощи такого расположения акцентируется взгляд зрителя, сюжет становится понятным, а внимание не рассеивается. Вершиной «треугольника» является картина на стене.

На картине Фёдор Решетников изобразил типичного двоечника, который нередко расстраивает семью своей успеваемостью. Мать двоечника, сложив руки на коленях, с сочувствием смотрит на сына. С осуждением на своего брата смотрит сестра — прилежная ученица, которая приносит хорошие отметки из школы.

Младший брат на велосипеде улыбается, смотря, как его старший брат отводит глаза, сгорая от стыда. Единственный, кто его поддерживает — домашний пёс, которому всё равно на отметки своего хозяина, он хочет его подбодрить и утешить в этот нелёгкий момент.

Судя по тому, что рассказывали знакомые художника, собаку писал другой художник — А. А. Пластов.

Прибыл на каникулы картина Фёдора Решетникова
Переэкзаменовка картина Ф. Решетникова

По теме: великие русские художники, искусство, картины, русские художники, шедевры

. Блинцов | 2019-10-7, 14:30

История одного шедевра – статьи

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

Решетников на картине «Опять двойка» изобразил обеспеченную семью

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.

«Прибыл на каникулы», 1948

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба.

У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины.

Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Прототипом главного героя картины была дочь Решетникова

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.

«Переэкзаменовка», 1954

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских.

По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами.

Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

Крюково. Лесная поляна. 1946

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

Знаменитая трилогия Фёдора Решетникова

А вы знали, что знаменитая картина «Опять двойка» — это вторая часть художественной трилогии?

Первая часть — «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

«Прибыл на каникулы» — картина народного художника СССР Фёдора Решетникова в стиле жанровой живописи, один из ярких образцов «социалистического жанра» в живописи. Произведение написано в 1948 году, за эту картину (совместно с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В.

Сталин») художник был удостоен Сталинской премии второй степени 1949 года. Находится в Третьяковской галерее.

«Прибыл на каникулы»

Произведение посвящено радостному событию — предновогоднему приезду мальчика-суворовца домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду, лицо мальчика озарено широкой улыбкой; дед, встав по стойке смирно, «принимает рапорт».

Персонажи картины (суворовец, его дед, девочка с пионерским галстуком) написаны с любовью и юмором.

Внутренний оптимизм картины, подчёркнутый не только обаянием её счастливых героев, но и праздничным убранством дома, вызывает мысли о том, что большая война закончилась, и впереди у мальчика открытое светлое будущее.

Вместе с тем, полотно глубоко драматично: художник не даёт ответа, где родители бравого воина. Тот факт, что после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, придаёт этой недосказанности трагическое звучание.

Вторая часть — «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году.Хранится в Третьяковской галерее. Написана эта картина была в Москве.«Опять двойка»Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит обычным оболтусом, его одежда — расстёгнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки — выглядит небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, с торчащими коньками. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая «неподдельное» переживание из-за оценки. Мальчика радостно встречает собака. В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная и уставшая от того, что сын ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на двоечника, у неё опускаются руки. Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и подшучивает, ехидничая над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд — всё свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Её фигура четко выделена тёмным силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки.Разительный контраст представляет собой вымученная, преувеличивающая значение условной школьной оценки, реакция людей и искренняя радость животного.На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Фёдора Решетникова — «Прибыл на каникулы», написанной в 1948 году. На ней изображена радостная встреча бравого мальчика — суворовца, приехавшего в гости к дедушке.

Композиция картины классическая — трёхчастная, трёхплановая, в основе — треугольник, построена на тональных и цветовых контрастах. Основные цвета: синий, белый, красный, жёлтый. Освещение сложное, носит смысловой характер.

Третья часть — «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. «Переэкзаменовка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.Местонахождение картины: Горловский художественный музей.

«Переэкзаменовка»Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника — «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году. Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника.Создавать образ двоечника художнику помог его сосед — подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие.Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему — «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка».

Художественная трилогия Федора Решетникова

Федора Решетникова – это, пожалуй, самое известное художественное произведение в нашей стране. Практически каждый школьник, да и любой взрослый сможет по памяти воспроизвести сюжет картины. Ведь ее репродукция была включена в учебник по русскому языку для средней школы. И практически все ученики писали сочинение. Однако мало кто знает историю создания картины и что она является второй по счету из трилогии Решетникова.

Триптих включает в себя три полотна. Первая часть называется

«Прибыл на каникулы» и написана она художником еще в 1948 году. Главный герой – юный суворовец, который приехал в отпуск к родным. Его встречает дед и старшая сестра. Основной мотив, переданный художником – гордость деда за своего внука-отличника. Вторая картина трилогии должна была продолжить тему, и главным героем тоже должен был стать мальчик-отличник. Чтобы правильно передать эмоции ребенка, Решетников напросился в школу на урок. Когда школьника вызвали к доске, вдруг выяснилось, что урока он не знает. Мальчишка стоял расстроенный, низко опустив голову.Прибыл на каникулы

Эмоции ребенка были настолько искренними и неподдельными, что поразили Решетникова до глубины души. И тут у художника возникла новая идея, написать картину, где бы главным героем был мальчишка-двоечник.

По поводу мальчика, позировавшего для картины, мнения расходятся. Одни считают, что моделью послужил мальчишка-вратарь, живший по-соседству.

Другие уверены, что в роли двоечника запечатлен сын друга Решетникова, не менее известного в свое время художника Густава Клуциса. Да и обстановка квартиры, изображенная на картине, передает реальную атмосферу квартиры репрессированного художника.

В пользу того, что «Опять двойка» является второй по счету частью триптиха, говорит маленькая деталь. На дальней стене комнаты деревенского дома виднеется изображение предыдущей части «Прибыл на каникулы».

Еще одна интересная деталь, связанная с этой картиной. Сюжет ее почти повторяет сюжет другой картины «Провалился», написанную в 1885 году русским художником Дмитрием Жуковым.

На своем полотне Жуков изобразил гимназиста, прибывшего домой после провала на экзамене. Общий эмоциональный фон картины показывает настоящий крах семейства, поскольку юный гимназист был единственным мужчиной и опорой для семьи.

Двоечник у Решетникова просто лодырь и лентяй, над которым смеются старшая сестра и младший брат.

Третья часть трилогии носит название «Переэкзаменовка». Написана она уже в 1954 году. Место действия перенесено в деревню. Мальчишка-двоечник вынужден готовиться к экзамену в то время, как его беззаботные друзья отдыхают, гоняя мяч и наслаждаясь каникулами.

И опять маленькая деталь: на стене репродукция предыдущей картины «Опять двойка» как напоминание о преемственности всех полотен. Это полотно не так известно, как первые два. Поскольку долгое время картина хранилась в частной коллекции одного из любителей изобразительного искусства во Флориде, США.

Спустя много лет картину выкупили представители арт-фонда Филатовых и передали в Третьяковскую галерею.

Ф. РЕШЕТНИКОВ «ОПЯТЬ ДВОЙКА» — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ — Легенды нашей эпохи

Я категорически не согласна с бытующим мнением, что в советском искусстве не было и не могло быть подлинных шедевров. Тоталитаризм, удушение нового, жёсткая цензура, заказные работы и прочие выпады в сторону одиозного соцреализма. Конечно, это поверхностное мнение и, думаю, что друзья нашей группы согласятся со мной, что это далеко не так. Шедевры были, и ещё какие! Хочу рассказать о свой любимой картине, посвящённой простому, рядовому случаю. Картина Решетникова «Опять двойка».

По словам художника, первоначальный замысел произведения был совершенно иным — картина должна была называться «Опять пятерка» и отображать будни будущих строителей нового социалистического общества, где не место двоечникам.

Разрабатывая содержание будущей картины, художник посещал школы, и на изменение сюжета повлиял случай, когда отличник, которого он выбрал в качестве своего натурщика, не справившись с заданием, получил двойку. Этот случай произвел на Ф.

Решетникова такое сильное впечатление, что явно пошатнул его убеждения.

Теперь художник решил изобразить двоечника — очень смелое новаторское решение по тем временам, в чем-то даже гуманистическое, отходящее в сторону от основной линии партии, но не слишком, не на большое расстояние: сделать героя произведения не отличником, а двоечником.

И вскоре картина была готова: на ней был изображен несправившийся ученик, над которым нависала грозная, но справедливая учительница.

И в это самое время домой из школы заявилась дочь художника Люба — пришла несчастная, получила двойку. Художник воспользовался подступившим по этому случаю вдохновением и решил переделать картину: двоечника следовало показать в его семье. Работа началась заново.

Решетников долго не мог определиться с домочадцами — на разных эскизах их разное количество. Наконец, включил всех: и маму, и сестру, и брата, и даже собаку. С собакой оказалось самое сложное: выбранный натурщик не желал долго стоять на задних лапах. А для написания главного персонажа согласился позировать сосед, юный вратарь дворовой футбольной команды.

Сценарий и режиссура картины знакома с детства. Мать — суровый судья, сестра — прокурор, брат — свидетель и подсудимый, с виноватым лицом, на своём месте. Картина суда в масле! Всё против него! Выхода нет! И только четвероногий Дружок любит и принимает его любого.

И с двойками, и с кляксами в тетради, и с всклокоченными вихрами, и с коньками, и с плохим поведением! Любого!

Популярность произведения «Опять двойка» стала такой, что она даже на какое-то время украсила учебник для младших школьников «Родная речь».В 1957 году на студии «Союзмультфильм» был снят одноименный мультфильм с использованием картины Решетникова; сценаристы: Вадим Коростылев, Михаил Львовский, режиссеры: Евгений Райковский, Борис Степанцев.

Картина Решетникова Опять двойка . 1952 г

Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.

Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!».

На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.

Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.

Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова — «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.

Главный герой картины Опять двойка — мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках.

На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки.

Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.

Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки.

Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести.

Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.

Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.

Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.

У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела.

Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид.

У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.

В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.

Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий.

Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие.

Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.

Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.

Сегодня Картина Решетникова Опять двойка , находится в Третьяковской галерее в Москве.

«Опять двойка» Решетникова

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» была в жизни каждого советского школьника: репродукции висели в классах и мелькали в книгах, и сочинения по этой теме не избежал никто. Успех полотна как нравоучителя понятен: сюжет трактуется легко и мысль о том, что такое хорошо и плохо, считывается прямо. Но и у этой картины есть свои секреты.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба.

У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины.

Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником.

У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

Оцените статью