Особенности национальной охоты порода собаки

Особенности национальной охоты

«Особенности национальной охоты.»
(Пояснения к фильму.)

В фильме «Особенности национальной охоты» непонятна сама охота. Точнее её старинный вариант. Мелькают кадры с народом в старинных, охотничьих костюмах, собаки, лошади, звуки рогов. Все куда-то скачут, пьют вино. Собаки рыщут и кого-то догоняют. А в чем сама суть-то этой охоты? И почему именно та самая охота снилась горячему, финскому парню?
Суть старинной охоты довольно проста. У охотников две породы собак: гончие и борзые. Гончие собаки выслеживают и выгоняют на чистые места (на поля) зайцев или красного зверя: лис и волков. Тогда охотники напускают на зверя своих борзых собачек, которые зверя догоняют и кладут, то есть удерживают зверя до прихода охотников.
Гончие собаки гонют зверя по следу, выгоняют его на чистое место. Своим лаем дают знать охотникам откуда ждать зверя. Голоса (лая) у собак в конкретной своре по камертону подбирали, чтоб знать какая свора гончих где. Гончие собаки бегают не быстро, есть даже коротконогие или пешие породы гончих, но зато могут бегать-гонять долго.
Догоняют-перехватывают зверя борзые собаки. Умеющие развивать большую скорость на коротких, до 200-300 метров, дистанциях. Для того чтоб борзые не выдыхались раньше времени, охотники придерживали своих борзых попарно (смычками) на особом ремне-поводке. Ремень смычка был пропущен через кольца на ошейниках обеих собак и оба конца ремня удерживал охотник в руке. В нужный момент охотник отпускал один конец ремня, отпуская одновременно обеих собак. Для перехвата зайца и лисы было достаточно и одной собаки. Для перехвата волка требовалось собак числом побольше.
Из оружия у охотников только кинжал и арапник. Арапник это кнут с кусочком свинца на самом конце ремня. Арапником, охотники на скаку били бегущего зверя. Кинжалом зверя забивали. Другого оружия и особенно огнестрельного, на таких охотах иметь охотникам не полагалось. Главным оружием охотников были собаки и лошади.
Подобные, псовые охоты были, своего рода, спектаклем с участием множества людей, собак и лошадей. У всех была своя роль и свое место. Стоимость шкурок добытого зверя, естественно была намного порядков меньше всех расходов на охоту. Псари отвечали за своры собак, егеря искали зверя. Кто-то ставил охотников на номера, места предполагаемого хода-выхода зверя, кто-то командывал загонщиками из местных крестьян. У каждой группы обслуги была своя форма отличная по шитью или цвету.
Подобные охоты устраивались на несколько дней и даже недель. Поэтому караваны охотников сопровождали повара, слуги, снабженцы, квартирмейстеры, а также местные представители эстрадного творчества, например цыгане. На такие охоты выезжали и жены охотников со своими детьми, А также незамужние и вдовые женщины. Следовательно в караванах были еще и парикмахеры, модистки, швеи и портные, сапожники и шорники, кузнецы и лекари.
Днем охотились, вечерами праздники и банкеты устраивали. Богатые помещики, тех мест где проходили караваны с охотниками, считали за честь принять охотников к себе в гости и присоединиться к каравану со своими собаками, лошадьми, прислугой и домочадцами.
Но сегодня держать псарню с парой сотен собак и с достаточным штатом псарей-дресировщиков, а также конюшню с парой дюжиной лошадей, с командой егерей, ради какой-то пары недель охот, считается не выгодным.
От всей выше описанной охоты остались сегодня только отголоски. Пород борзых собак очень много. Самая крупная борзая русская. Две русских борзых (смычок) могут удержать матерого волка. Остальные породы намного меньше по размеру, но все красивы. В отличии от других пород собак и от гончих тоже, борзые молчаливы, скромны, чистоплотны, интелегентны и не заметны. Однако в бою борзые не знают страха и сомнений. Сегодня борзых собак держат как чисто декоративных. Для охоты практически не используют. Охота с борзыми требует от охотника достаточного опыта, иначе собака выпущенная по зверю в неудобном месте может разбиться насмерть. Современных любителей охоты с борзыми единицы. В крайности, для борзых собачек устраивают спортивные бега за искуственным зайцем.
Гончих собак, современные охотники держат достаточно часто. И именно для охоты. Из гончих иные умельцы охотники делают универсальных собак. У них гончая и утку из воды достанет, и белку на дереве облает, и за лосем побегает, и заодно двор от грабителей охраняет.
Охота с гончей одна из самых красивых. Это конечно жалкая пародия на охоту с борзыми, зверя из под гончих сегодня стреляют из ружей. Все кто побывал на охоте с гончими, все равно эту охоту не забывают. Охота выглядит так. Выпускают гончую на след зверя (зайца, лисы. ). Гончая гоняет зверя, заодно распутывая его петли и сдвойки. Заяц, например, бегает по большому кругу, в пределах своего участка жительства. Лиса тоже бегает по кругу и на своей территории. Охотник должен определить с достаточно большой вероятностью, где должен пробежать зверь и там, затаившись, ожидает подхода зверя.
Это поазартней любой лотереи. Надо встать на правильное место и не промахнуться в нужный момент с выстрелом. Но главное ожидание. Слушать как где-то далеко ваш пес заливается и гонит зверя по следу, вот пес замолчал, распутывает следы. Вот пес заорал. Это уже не лай, это непрерывный крик. Пес гонит зверя на глазок, он видит зверя и гонится за ним. Но вы то этого сами не видите, вы только представляете что и как происходит. Вы как одно целое со своей собакой, но она там, а вы тут. И как приз вы видите несущегося по дорожке на вас зайца. Или видите неспешную походку в вашу сторону, хитрющей лисицы. И финальный выстрел ставит точку в лотерее. Чаще правда до выстрела охота не доходит. Толи зверь не там пробежал, толи вы не там стояли.
А теперь представьте себе, что у вас в руках поводок с борзой собакой вместо бездушного ружья. Зверь выходит и ваша спущенная борзая как молния, не касаясь лапами земли молчком летит к зверю, сбивает его грудью и развернувшись хватает его. Но борзой нет, выстрел из ружья гулом оглашает тишину. Зверь взят, но вам ведь не этого было надо. Прибежала запыхавшаяся собака и не может надышаться-нанюхаться добытым зверем. Сразу кончилось единство с природой, с собакой. Остались воспоминания о собственных переживаниях и о звуках лая гончих псов.
Сегодня колективные охоты выглядят иначе. Общественные егеря заранее узнают где находится звери (волки, кабаны, лоси и т.д). В каком конкретно небольшом участке леса, например. С одной стороны этого участка ставят одну группу охотников-стрелков, с другой стороны участка вторая группа охотников загонщиков потихоньку гонят зверя на стрелков. Вот тут уже звук охотничьих рогов (или выстрел) является сигналом к началу охоты, концу охоты и т.д. как договорятся.
Колективная охота, даже с участием генералов, плавно перетекает в колективную пьянку. Точнее говоря, сохранился с древнейших времен обычай устраивать на колективной охоте банкет, длительностью до суток и более с продолжением. Особенно после удачной охоты.
Но иногда банкет начинается вместо охоты и тогда охотникам уже не до охоты. Вот в такой национальной охоте-забаве-банкете и поучаствовал горячий, финский парень из фильма «Особенности национальной охоты».
А теперь еще раз представьте себя верхом на резвой лошадке, со смычком борзых в руке. Вы слышите как стая гончих заорала и на глазок гонит к вам зверя. И вот зверь выскочил на чистое поле и уходит к лесу. Вы отпускаете своих борзых и мчитесь за ними догоняя .
Гонка на снегоходах с ружьями добычливей, но разве это охота?

Читайте также:  Причины хруста суставов у собак

kinodog.ru

Собаки в кино, и не только в кино.

Фильм «Особенности национальной охоты»

Фильм «Особенности национальной охоты»

Сообщение Марфа » Ср окт 29, 2008 6:18 pm

Молодого финского специалиста по охоте взяли на охоту генерала, так как юноша мечтал увидеть настоящую русскую охоту. Финн сначала не понимал, зачем на охоту берут столько водки.
Великолепный сценарий режиссера Александра Рогожкина. На удивление хорошая игра всех актеров. Удачная находка — параллельный показ дореволюционной, дворянской охоты в духе Л. Толстого с теми же актерами в костюмах прошлого века и с тем же количеством напитков.
Питерские борзятники снимались в особенностях национальной охоты. Там вместо волка по полю пускали овчарку. Рассчитанно было так, что овчар успеет добежать до машины, и его не накроют борзые. Но борзые сорвались раньше времени. И конечно догнали собаку. Очень ужасный случай. Конечно борзые овчарку сильно подрали. Но, был и волк . Хозяин волка прибыл к месту сьемок, а мороз был более 15 градусов ,и пока готовились, мужики конечно грелись. Как снимать, а хозяин волка спит под автобусом . Конечно взять волка сами не решились, и пришлось вызывать овчарку . Помните девушку на коне в амазонке? Так эта амазонка одета у нее была на очень тоненький трикотажный костюмчик. Представте ,она провела в седле очень долго. Потом сама слезть не могла. Ее снимали с лошади ,и она, как сидела в такой позе ,так и оставалась некоторое время .
Борзятники бегущие со сворами, это в большинстве женьщины борзятницы ,некоторым нарисовали усы. Собака которая прыгает на седло при команде:,Валдай подь, — это сука . Много было всего интересного на этих сьемках , но самое не забываемое это конечно мороз и замерзшие актеры. Самый замерзжий был Рогожкин, он снимался тоже в очень тонкой одежде .
Много можно интересного рассказать про сьемки и показы. Борзые часто приглашаются и на тусовки известных людей для красоты. Мои были в Гатчине, где собирались известные люди города. Они были одеты в костюмы модельера тоже известного и завтракали, обедали ,тусились , их снимали, а собаки гуляли в старом особняке, где это проводилось. Мои тогда обьелись , их закормили просто всяческими деликатесами . Обцеловали. А когда один борзюк залез в огромнейший мерседес с кожанным салоном, хозяйка машины просто открыла все двери и сказала » лежи мой хороший , теперь сквознячок будет и станет попрохдадней тебе.»

Читайте также:  Порода собак финский шпиц

Россия, 1995
Кинокомпания: ЛЕНФИЛЬМ, Роскомкино
Жанр: Комедия
Режиссер: Александр Рогожкин
Сценарист: Александр Рогожкин
Продюсер: Александр Голутва
Оператор: Андрей Жегалов
Композитор: Владислав Панченко
Актеры: Виллэ Хаапасало, Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семен Стругачев, Сергей Куприянов, Сергей Русскин, Сергей Гусинский

Я поняла, в чем ваша беда. — Вы слишком серьезны. Серьезное выражение лица – вовсе не признак ума.Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь.

Особенности национальной охоты

Все куда-то скачут, пьют вино. Собаки рыщут и кого-то догоняют. А в чем сама суть-то этой охоты? И почему именно та самая охота снилась горячему, финскому парню?
В фильме «Особенности национальной охоты» непонятна сама охота. Точнее её старинный вариант. Мелькают кадры с народом в старинных, охотничьих костюмах, собаки, лошади, звуки рогов.

Фото: reenactor.ru
Суть старинной охоты довольно проста. У охотников две породы собак: гончие и борзые. Гончие собаки выслеживают и выгоняют на чистые места (на поля) зайцев или красного зверя: лис и волков. Тогда охотники напускают на зверя своих борзых собачек, которые зверя догоняют и кладут, то есть удерживают зверя до прихода охотников.
Гончие собаки гонят зверя по следу, выгоняют его на чистое место. Своим лаем дают знать охотникам, откуда ждать зверя. Голоса (лая) у собак в конкретной своре по камертону подбирали, чтоб знать какая свора гончих где. Гончие собаки бегают не быстро, есть даже коротконогие или пешие породы гончих, но зато могут бегать-гонять долго.
Догоняют-перехватывают зверя борзые собаки. Умеющие развивать большую скорость на коротких, до 200-300 метров, дистанциях. Для того чтоб борзые не выдыхались раньше времени, охотники придерживали своих борзых попарно (смычками) на особом ремне-поводке.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Особенности национальной охоты в зимний период порода собаки

Однажды в студеную зимнюю пору я из
лесу вышел,
был сильный мороз. Гляжу – поднимается.

Очередное
продолжение рогожкинских феерических
“Особенностей”. Первый фильм – “Особенности
национальной охоты” – потряс всю
страну. Вот она, сказали все, настоящая
русская современная комедия, в полной
мере отражающая национальный колорит! >

Нашлись, правда,
эстетствующие доморощенные критики,
которые воротили нос, называли все это
модным словом “кич” (это когда
народу нравится, а критикам не нравится)
и заявляли, что Рогожкин, мол, русофоб,
потому что выставляет великий русский
народ сборищем сплошных алкоголистов.
Другие критики, впрочем, Рогожкина
заклеймили антисемитом, потому что
семит Лева Соловейчик (в блестящем
исполнении Семена Стругачева) квасит
точно так же, как и все остальные, что
евреям, по мнению критиков, обычно не
свойственно.

К
счастью, что народу, что Рогожкину на
этих критиков было наплевать слюнями с
высокой башни, поэтому “Особенности
национальной охоты” в России стали
самым настоящим бестселлером, причем,
по моему мнению, вполне заслуженно. Я и
сам этот фильм очень люблю и довольно
часто пересматриваю.

Когда
вышли “Особенности национальной
рыбалки”, я, если честно, думал, что
Рогожкин и на 20% не сумеет повторить
успех первого фильма. Но, к моему
глубочайшему удивлению, “рыбалка”
получилась очень даже на уровне, и я
считаю, что Рогожкин “охоту”
ничуть не посрамил. Конечно, с первой
“охотой” ничего не сравнится, но
“рыбалка” сделана весьма удачно.

И
вот теперь – “Охота в зимний период”.
Название насторожило сразу. Как-то
предполагалось, что ну никак нельзя
повторять вид мужских развлечений на
свежем воздухе. Поначалу, вроде,
Рогожкин пошел правильным путем: после
“охоты” последовала “рыбалка”.
Третьим фильмом цикла должна была
стать “политика” (и ее несколько
раз даже анонсировали), но ее до выборов
президента доснять не успели, а после
выборов и вовсе заморозили. И вот
третьей, почему-то, появилась снова “охота”,
но только в зимний период. Правда,
выяснилось, что Рогожкин на самом деле
снимал целый телесериал с
полюбившимися зрителям героями, но тут
возникли проблемы с финансированием,
сериал заморозили вместе с “политикой”,
а Рогожкин решил выпустить пилот
сериала в виде кинофильма.

Поэтому,
вроде, незачем уж излишне придираться к
“особенностям зимнего периода”,
предъявляя к нему широкоэкранные
претензии, когда на самом деле это
сериал. С другой стороны, нам как-то по
барабану, из чего сотворили этот фильм:
из сериала, баллады, народного эпоса
или оратории для саратовской гармошки
с оркестром. Выпустили как фильм? Вот и
получайте замечания к фильму…

В
центре новой “охоты” – сторож
Кузьмич (Виктор Бычков) и его охотничий
кордон. Кузьмич с каждым новым выпуском
“особенностей” все больше и больше
теряет типичный человеческий облик
находящегося на грани белой горячки
егеря, и все больше и больше
углубляется в древние предания,
медитацию и тому подобную фигню, о
которой настоящие егеря и слыхом не
слыхивали. Если в первой “охоте”
“сад камней”, который у себя
сотворил Кузьмич, является удачной
хохмой (ведь известно, что у егерей от
одиночества и алкоголизма бывают какие
угодно задвиги) и свидетельством
близости нефиговых глюков, то в новой
“охоте” Кузьмич стал совсем какой-то
не такой. Он уже писатель, историк и
философ, чем меня изрядно разочаровал.
Ведь всяких дурацких писателей,
историков и философов – пруд пруди, а
Кузьмич – он один! Но самое страшное –
Кузьмич больше не пьет! Да-да, Рогожкин
над ним изуверски надругался!

Ладно,
не будем о грустном, лучше немного
расскажем о сюжете. Итак, Кузьмич сидит
на своем 13-м кордоне вместе с изрядно
заматеревшим мильтоном Семеновым (Сергей
Гусинский), изучая древних китайцев и
попивая чаек. Внезапно к ним
заваливается очередная инспекция в
лице Курцова и Речникова (Кузнецов и
Зибров), которую, как водится, надо
кормить, поить, охотить и парить в бане.
Но только Кузьмич с Семеновым
принимаются за дело, как вдруг на 13-й
кордон заваливает экологическая
экспедиция в лице бой-бабы Маслюк (Ирина
Основина) и ее подручого – забитого
мужчинки по фамилии Пятаков (Андрей
Федорцов). Они должны выяснить, не
происходят ли на 13-м кордоне всякие
непотребства, не нарушается ли
экологическое равновесие, а также
права медведей, кабанов и прочих
осетровых рыб.

Все
бы ничего, но Маслюк – не пьет и Пятакову
не разрешает, чем создает большие
проблемы инспекторам. А тут еще
подваливают давние приятели Кузьмича –
генерал Иволгин (Алексей Булдаков) и
Лев Соловейчик (Семен Стругачев). Ну тут
и понеслось! Маслюка, как водится,
споили, на кордоне стали устраивать
всякие непотребства, словом, жизнь в
сторожке Кузьмича пошла своим чередом.
Генерал произносил свои знаменитые
тосты, Лева так громко свистнул, что сам
куда-то улетел, а инспекция, наконец,
капитально приняла на грудь…

В
общем, какое-то странное ощущение у
меня осталось от этого фильма. С первой
“охотой”, конечно, даже рядом не
сравнить. Да и “рыбалки” картина
тоже прилично слабее. Смотрится не ахти
– то есть, вроде, все на месте: пьянки,
дурки, крылатые выражения и комедийные
ситуации, но скучновато. Такое ощущение,
что Рогожкин выдохся, и этот фильм –
просто дань традиции продолжения “особенностей”.
Все как-то без огонька. Кузьмич, как я
уже сказал, совершенно потерялся,
сменив образ пьянствующего егеря-весельчака
на унылую физиономию лесного философа,
погрязшего в чаепитиях.


Всякие реверансы в сторону древних
умностей и величайшего охотника Чу
Чжоу из провинции Фецзян – смотрятся
очень натянуто и совершенно не к месту.
Насколько в первых “особенностях”
параллели с имперскими охотами были к
месту, настолько здесь все эти Чу Чжоу –
непонятно зачем. Нам все время пытаются
впихнуть какую-то мораль о единении
людей, мужской дружбе и тому подобном,
но весь этот высокий пафос в “особенностях”,
которые сильны совсем не этим,
смотрятся довольно искусственно.
Видать, добили Рогожкина критики,
требуя от него как-то высокой морали
вместо пьянок. Вот он и пошел у них на
поводу.

Старые
герои в фильме совсем потерялись.
Впрочем, генерал потерялся еще в “рыбалке”,
начав непонятно с какого бодуна
изрекать велеречивые сентенции и
играть на фортепьяно. Здесь же его
вообще не слышно и не видно. Ну, хоть не
философствует – уже хорошо. Семенов,
заматерев, вообще непонятно что делает
в фильме. Если в “рыбалке” он и так
изрядно отошел на второй и третий план,
то в последних “особенностях” он
вообще где-то на задах и огородах. Один
только остался по-прежнему колоритный
персонаж – неутомимый Соловейчик. Он,
как всегда, опять замутит чего-нибудь
эдакое, что нас изрядно развлечет.

Инспекторы
в картине тоже присутствуют больше для
мебели. Какие-то они серенькие и
совершенно неинтересные. Но зато
парочка – мадам Маслюк и Пятаков –
безусловно хороша. Без них фильм бы
опустился ниже тройки. А с ними он
прибавил целый балл и теперь по моему
рейтингу находится где-то в районе
четверки с минусом. До четверки он,
конечно, не дотягивает, но я все-таки
принял во внимание тот факт, что это –
сериал (а для сериала фильм сделан уж
совсем неплохо), а кроме того –
продолжение фильма, который уже стал
легендарным.

Нужно ли смотреть? Не то
чтобы нужно, но для коллекции – можно. Не
отстой, но и ничего особенного собой не
представляет. Впрочем, вспоминать его
немного веселее, чем смотреть. Все-таки,
смотрится он временами тоскливо. Без
огонька.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 февраля 2020;
проверки требуют 10 правок.

«Особенности национальной охоты» — российский полнометражный комедийный художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1995 году режиссёром Александром Рогожкиным. Премия «Ника» 1996 года за лучший игровой фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Алексей Булдаков).

Премьерный показ фильма состоялся 15 июня 1995 года на сочинском фестивале «Кинотавр»[1]. Премьера на телевидении состоялась 6 октября 1996 года (ОРТ)[2].

Сюжет[править | править код]

Молодой финн Райво, изучающий русские обычаи и традиции, уговаривает своего друга Женю помочь ему поучаствовать в настоящей охоте, чтобы ближе познакомиться с её особенностями. Они присоединяются к компании охотников во главе с армейским генералом и отправляются на дальний лесной кордон, прихватив с собой несколько ящиков водки. На кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич, увлекающийся медитацией и японской культурой.

Вместо ожидаемой охоты финн сталкивается со сплошными попойками и приключениями, в ходе которых сама охота отходит на второй и даже третий план. Сюжетная линия выстраивается как серия традиционных охотничьих баек — случай с медведем в бане, фейерверк, история с сельским милиционером, потерявшим табельный пистолет, история с коровой, которую перевозили в бомболюке современного бомбардировщика за две бутылки водки, поездка на милицейском УАЗе для знакомства с местными доярками и т. д.

Вторая сюжетная линия — это грёзы Райво о настоящей русской охоте, которые периодически появляются в фильме в виде вставок в основную сюжетную канву. Основным источником впечатлений для широко образованного финна сначала явно выступает классическая сцена охоты у Ростовых из романа Толстого «Война и мир», но затем действительность начинает вторгаться в сон: знакомые персонажи участвуют в действии, одетые в военную или статскую форму, меха, изъясняющиеся на характерной для провинциального русского дворянства «смеси французского с нижегородским». Охота «историческая» разительно отличается от современной. Её участники, в отличие от горе-охотников основного сюжета, за приятными разговорами, флиртом с дамами и «угощением» всё-таки о главном не забывают и добывают зверя — крупного волка.

Наконец, проснувшись после очередной пьяной ночи в доме у Кузьмича, Райво обнаруживает, что он не одинок в своем стремлении познать классическую охоту: Кузьмич тоже был не чужд охотничьих традиций — на его письменном столе мы видим раритетные книги и альбомы с иллюстрациями сцен охоты, которые егерь читает за чашкой чая в те часы, когда не нужно развлекать гостей.

В ролях[править | править код]

  • Вилле Хаапассало — финн Райво Хаапасало (в следующем фильме — Раймо)
  • Алексей Булдаков — генерал Булдаков (в последующих фильмах — генерал Алексей Михайлович Иволгин)
  • Виктор Бычков — Кузьмич, егерь
  • Семён Стругачёв — Лёва Соловейчик, майор милиции, следователь
  • Сергей Куприянов — Женя Качалов (роль озвучил Борис Бирман)
  • Сергей Русскин — Сергей Олегович Савенко, бизнесмен
  • Сергей Гусинский — Семёнов, сержант милиции
  • Игорь Сергеев — граф
  • Игорь Добряков — дворянин
  • Юрий Макусинский — второй егерь
  • Борис Чердынцев — майор Чердынцев, комендант аэродрома
  • Александр Завьялов — прапорщик
  • Юрий Канопкин — капитан Канопкин, командир экипажа военного самолёта
  • Алексей Полуян — задержанный в милицейском УАЗике
  • Михаил Кирилюк
  • Зоя Буряк — доярка
  • Саара Хаапассало — доярка
  • Александр Васильев[3] — пилот

Съёмочная группа[править | править код]

  • Сценарий и постановка — Александр Рогожкин
  • Продюсер — Александр Голутва
  • Директор — Михаил Кирилюк
  • Оператор-постановщик — Андрей Жегалов
  • Художники-постановщики — Игорь Тимошенко, Валентина Адикаевская
  • Композитор — Владислав Панченко
  • Звукооператор — Николай Астахов
  • Художник по костюмам — Татьяна Дорожкина
  • Грим — Натальи Раткевич
  • Режиссёр-монтажёр — Тамара Денисова
  • Редактор — Нелли Аржакова
  • Режиссёр — Александр Васильев
  • Костюмер — А. Весельчакова

Производство[править | править код]

В 1994 году режиссёр Александр Рогожкин приступил к съёмкам фильма по собственному сценарию. К работе над картиной он привлёк актёров, которые уже были заняты в его ранних работах. Алексей Булдаков и Виктор Бычков снимались ещё в первом фильме Рогожкина «Ради нескольких строчек». Сергей Гусинский, сыгравший роль милиционера, до начала съёмок был занят в некоторых фильмах Рогожкина, как звукорежиссёр, а темноволосую доярку сыграла супруга Вилле Хаапассало — Саара. Также к съёмкам были привлечены непрофессиональные актёры[4][5].

Съёмки прошли в конце лета и сентябре 1994 года. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное и его окрестностях в Приозерском районе Ленинградской области[6]. Эпизод с коровой в бомболюке снимался на военном аэродроме «Веретье», близ г. Остров (Псковская область). Сцены дворянской охоты снимались под г. Пушкин[4][7].

В ходе съёмок были задействованы три коровы и один медвежонок. Одну из коров действительно пришлось подвешивать в бомболюке самолёта на гамаке, на съёмках фильма в 444 ЦБП г. Остров-5 (Псковская обл.) корова упала из грузоотсека и была забита на мясо. Полностью эпизод был смонтирован при помощи компьютерной графики[источник не указан 2758 дней].

Художественные особенности[править | править код]

Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй (байками) о случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Обыгран комплект русских стереотипов: баня, водка, медведи[8].
Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают, легко узнаваемы в реальной жизни. Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом общества. В основном это — так называемые «настоящие мужики»: генерал, сержант милиции, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома; охота в их обществе становится для Жени и Райво своеобразным обрядом инициации.

В России все знают, что «охота» и «рыбалка» — лишь эвфемизмы вполне целомудренного мальчишника на свежем воздухе, алиби для мужчин, в каждом из которых есть что-то от генерала Булдакова и что-то — от русского буддиста Кузьмича.

Фильм изобилует парадоксальными, анекдотическими моментами, которые, хотя и невозможны в реальности, тем не менее, в контексте фильма, воспринимаются как достоверные — у егеря Кузьмича на огороде устроен сад камней и растёт ананас, причём в открытом грунте. Милиционер теряет табельный пистолет; очнувшись после неудачного взрыва шашки, приготовленной для глушения рыбы, следователь Лёва обнаруживает у себя в руке ПМ, но с другим номером. Пьяный Райво видит в ночном небе вместо полной Луны Землю, как если бы он наблюдал её с Луны. Выйдя на охоту, Райво сталкивается с существом, похожим на снежного человека. Райво по-немецки оживлённо беседует с Кузьмичом, везущим его к дояркам на милицейском УАЗике к дояркам; утром протрезвевший Кузьмич искренне заявляет, что не помнит немецкого (он учил его в школе) и не умеет водить машину. Позднее финн Райво и русский Кузьмич общаются каждый на своем языке, но отлично понимают друг друга[1] (впоследствии этот приём, причём с теми же актёрами — Виктором Бычковым и Вилле Хаапасало, будет использован как сюжетообразующий в одном из следующих фильмов Александра Рогожкина — «Кукушка»).

Критика и культурное значение[править | править код]

Создатели фильма настолько точно смогли угадать настроение фильма, которое вызовет отклик у зрителя, что можно говорить о социальном заказе. После «Караула» и «Третьей планеты» Александр Рогожкин имел репутацию режиссёра, снимающего кино «не для всех». Следующая его работа сильно отличалась по духу от предыдущих. Зритель 1990-х годов устал от жанрового кино. Художественное построение фильма «Особенности национальной охоты» незамысловато, а сценарий напоминает анекдот[10][11].

Как отозвались критики о фильме, это «портрет национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду». Эпоха советского кино ушла в прошлое, и Рогожкин представил публике, по сути, новую традицию российской комедии, основанную на ситуациях и приёмах, понятных современному зрителю. Однако герои — своеобразные социальные «маски» (Генерал, Егерь, Милиционер, Интурист) — позволяют провести явную аналогию ещё с гайдаевской кинокомедией[1][9].

Снятый в период середины 1990-х годов, когда количество выпускаемых фильмов по сравнению с советскими временами резко сократилось, фильм получил несколько призов престижных российских фестивалей, хотя и был противоречиво воспринят. Некоторые из критиков считали, что в ряду картин Александра Рогожкина эта далеко не лучшая, хотя снята профессионально[8]. Выделяется работа художника и хороший актёрский ансамбль. Режиссёр выигрышно использует планы природы, съёмки открытой местности, которые всегда ему удавались[10].

Картина пользовалась значительным успехом у зрителей и вызвала целую волну подражаний и заимствований в российском кинематографе. После выхода фильма на экраны актёры, сыгравшие главные роли, приобрели большую популярность у зрителей. Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семён Стругачёв, Вилле Хаапсало снимались в продолжениях, стали востребованы в кинематографе, в сериалах и телевизионной рекламе[7].

Считается, что серия фильмов, начиная с «Особенности национальной охоты», заложила основы и традиции продакт-плейсмент рекламы в российском кинематографе[12]. Устойчивое словосочетание «Особенности национальной…» часто используется в прессе, в литературе[13].

На самом деле я не считаю свой фильм комедией. То есть я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актёрскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актёра, его пластику. А я стремился снять обычное, спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике. И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма.

Оцените статью