- СПОСОБЫ ДРЕССИРОВКИ
- Читайте также
- 3. Способы роста ооцитов
- СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ
- Новые способы работы с информацией
- Способы расселения.
- Способы вызывания гипноза
- Способы рентгенологических исследований
- Способы размножения
- 1.3. Общая методика дрессировки
- Часть 1. Теория дрессировки и ее предмет
- Часть 2. Теория дрессировки и ее предмет
- Разные способы защиты
- 3. Основные методы дрессировки
- 1. Подбор собак для дрессировки
- Методы и приемы общей дрессировки
- 6. Специальное снаряжение для дрессировки собак
- Понятие дрессировки методы дрессировки собак
- Собака не рождается воспитанной.
- Учимся дрессировать собаку – осваиваем терминологию.
- Формирование может происходить с использованием различных методов.
- Понятие наказания. Отрицательное и положительное наказание.
- Как дрессировать собаку правильно? Как сделать дрессировку более эффективной?
- Теперь о факторах, позволяющих эффективнее дрессировать собаку.
СПОСОБЫ ДРЕССИРОВКИ
Под способом понимают такое воздействие на животное, которое приводит к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.
Хотя, по словам К. Прайор, «способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков, способных их придумать», однако наиболее употребимы следующие.
Способ наведения, который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В.Л. Дуров называл этот способ «жестикуляцией» и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». К этому способу относится и способ «мишени», описанный К. Прайор, заключающийся в инициировании двигательной реакции животного при помощи движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которыми можно вызывать достаточно сложное двигательное поведение животных. Мы часто инстинктивно используем этот способ — похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним — мы пользуемся способом наведения.
Способ наталкивания, когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. Таким образом мы можем дать понять собаке, что от нее требуется, главное вовремя прекратить вспомогательные действия, иначе собака включит их в состав вашей команды.
Способ пассивной флексии, суть которого заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы — взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения.
Способ отбора поведения, когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно — ненужные действия. А.В. Дурова-Садовская назвала этот способ «подлавливанием». По Скиннеру этот способ заключается в том, что весь путь от исходного поведения (еще до начала обучения) до конечной реакции, которую исследователь стремится выработать у животного, разбивается на несколько этапов.
Допустим, что нам нужно обучить голубя ударять клювом по маленькому светящемуся кружку, используя пищевое подкрепление в виде зернышка. Вначале мы будем давать ему зернышко каждый раз, когда он зайдет в ту половину клетки, где находится светящийся кружок. Далее мы будем подкреплять его лишь в том случае, если он не только зашел в эту половину клетки, но еще и повернулся головой к стенке, на которой находится кружок. На третьем этапе можно, например, давать зернышко при сочетании этих двух условий, если вдобавок еще клюв животного направлен в сторону кружка. Затем постепенно можно заставить голубя касаться клювом кружка и, наконец, ударять по нему с целью получить подкрепление. Как мы видим, при таком методе обучения к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформировалась поведенческая реакция, необходимая на предыдущем этапе.
Способ отбора поведения служит базой для способов, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать навыки, необычные для их нормального поведения:
Способ усиления поведенческого признака, который заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ «способом последовательного приближения» именно этот способ она использовала как основной для дрессировки дельфинов, например для увеличения высоты прыжка;
Способ сокращения (редукции) поведенческого акта до его отдельного элемента. Например, путем положительного подкрепления только одного из элементов. Редуцируя поведенческий акт, В.Л. Дурову удалось отработать навыки дутья в музыкальную трубу и произнесение слова «мама» собакой.
Способ альтернативы (альтернативного поведения), при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, когда он движется с ней вдоль забора — собакой к забору.
Способ игрового поведения (особенно эффективен для молодых или любящих играть животных). При этом используется потребность в игре, когда возможность поиграть является и подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие.
Имитационный способ (способ подражания), особенностью которого является то, что оно одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения).
Способ оборонительного поведения или избегания, когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения животного, нужные дрессировщику — оборонительное поведение. Как правило при помощи этого способа отрабатывается движение собаки рядом с дрессировщиком, посадки и укладки.
Способ агрессивно-оборонительного поведения: при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которого собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения. Эффект способа заключается в том, что от опасного раздражителя можно избавиться двояко — 1) уйти (убежать) из сферы его действия; 2) уничтожить его атакуя. Ваша задача заключается в том, чтобы вызвать у собаки желание следовать второму пути. Со временем команда, предшествующая агрессивному состоянию и соответствующему инструментальному действию, или ситуация, связанная с этим, становятся сигнальными, то есть образуются не только инструментальные рефлексы, но и условные рефлексы на состояние.
Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировке), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используются несколько способов.
Выбор того или иного способа дрессировки определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а то и вкусом. И очень часто «быстрые» способы не являются самыми лучшими.
Читайте также
3. Способы роста ооцитов
3. Способы роста ооцитов Когда гоноциты попадают в половые железы, их не всегда можно отличить от соматических клеток — клеток стенки железы, между которыми они встраиваются. Но вот после ряда делений будущие женские половые клетки вступают на путь образования яйца. С
СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ
СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ Так муравьи, столкнувшись где-нибудь. Потрутся рыльцами, чтобы дознаться, Быть может, про добычу и про путь. А. Данте. Божественная комедия В прошлом мало у кого возникали сомнения в том, умеют ли муравьи или пчелы разговаривать друг с другом.
Новые способы работы с информацией
Новые способы работы с информацией Одна из областей, в которых наши знания остаются до обидного неполными, — это изучение той роли, которую играют молекулы РНК в обработке генетической информации. Биологи то и дело открывают новые клеточные «информационные технологии»,
Способы расселения.
Способы расселения. Этот вопрос уже разбирался сэром Ч. Лайеллем и другими авторами. Я, со своей стороны, могу представить здесь очень краткий обзор наиболее важных фактов. Перемены в климате должны были оказать сильнейшее влияние на миграцию. Регион, в настоящее время
Способы вызывания гипноза
Способы вызывания гипноза Обращаясь к вопросу о вызывании гипноза, необходимо иметь в виду, что для этого с пользою могут служить различные способы, из которых одни могут считаться физиологическими, так как они действуют непосредственно на те или другие из
Способы рентгенологических исследований
Способы рентгенологических исследований а) Просвечивание (рентгеноскопия). Рентгеновские лучи в ветеринарной практике применяют для изучения и распознавания разных болезней у сельскохозяйственных животных. Этот метод исследования больных животных является
Способы размножения
Способы размножения Размножение — важнейший биологический процесс, обеспечивающий поддержание и увеличение численности вида, возможность его расселения и, в конечном итоге, успех борьбы за существование. В животном мире существует целый ряд способов размножения,
1.3. Общая методика дрессировки
1.3. Общая методика дрессировки По сути дела, дрессировка заключается в том, что человек сознательно или бессознательно создает у животного какую-либо потребность и предлагает удовлетворить ее при помощи нужного ему поведения.Процесс дрессировки можно представить в виде
Часть 1. Теория дрессировки и ее предмет
Часть 1. Теория дрессировки и ее предмет Не смотря на то, что человек уже на протяжении многих веков занимается формированием заданного поведения (дрессировкой) домашних животных используемых как в продуктивном так и в непродуктивном животноводстве, сколько-нибудь
Часть 2. Теория дрессировки и ее предмет
Часть 2. Теория дрессировки и ее предмет Существующая отечественная литература по воспитанию и дрессировке собак традиционно, начиная с В.В. Языкова («Курс теории дрессировки собак». Л.; Госиздат, 1928), основывается на результатах школы физиологии высшей нервной
Разные способы защиты
Разные способы защиты Способы защиты насекомых от врагов бесконечны в своем многообразии. Тот, кто часто бывает на природе, мот заметить, что как только какое-либо животное становится многочисленным — будь то ящерица, птица, зверь, насекомое, оно сразу же делается менее
3. Основные методы дрессировки
3. Основные методы дрессировки Методы дрессировки — это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.Механический метод. Механический
1. Подбор собак для дрессировки
1. Подбор собак для дрессировки Общие положения. Правильный подбор собак для дрессировки имеет важное значение. От того, насколько правильно подобраны собаки, зависит успех дрессировки.При правильном подборе собак процесс дрессировки ускоряется, создается уверенность
Методы и приемы общей дрессировки
Методы и приемы общей дрессировки Прием: хождение рядом. Цель приема — выработать у собаки стойкий навык безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту (рис. 105), Условными раздражителями данного приема будут команда «рядом» и жест — легкий удар ладонью
6. Специальное снаряжение для дрессировки собак
6. Специальное снаряжение для дрессировки собак Для дрессировки собак необходимо иметь специальное снаряжение. В него входят:1. Ошейник кожаный или из прочной тесьмы, с металлической пряжкой и прочно вделанным металлическим полукольцом. К ошейнику в процессе
Понятие дрессировки методы дрессировки собак
Зачем и как дрессировать собаку? Дрессировочный процесс: понятие, терминология, моделирование поведенческих стереотипов.
Дрессировать собаку, значит решать сразу несколько задач по изменению её поведения в различных ситуациях. Целью дрессировки является моделирование и закрепление таких стереотипий, которые были бы комфортными для владельца питомца. К примеру, это послушание. Набор команд, которым обучена собака, должен выполняться достаточно быстро и в полном объёме, по первому требованию. Или это поведение на прогулке, в общественном месте, в транспорте, при гостях. В том числе, без таких ограничений, как намордник или поводок. Ведь воспитывать – это тоже в своём роде дрессировать собаку различными методами. только эти самые методы нужно применять грамотно, правильно, обладая определённым багажом знаний по физиологии, психологии и дрессировке собак. К сожалению, многие владельцы берутся за это дело, не обладая нужным опытом, но при этом самоуверенно полагаясь лишь на собственные силы. Итоги обычно плачевные, иногда – трагические.
Собака не рождается воспитанной.
Это в книжках любят расписывать, какие верные друзья и защитники вырастают в семьях. В жизни это случается исключительно редко. Любой щенок требует долгого методичного воспитания и дрессировки. Лишь тогда из него вырастет пёс, который умеет вести себя дома, не иметь вредных привычек, безоговорочно подходить по команде, не тянуть на прогулке поводок и даже защищать хозяина и членов его семьи.
Когда-то предков вашего питомца специально выводили, отбирая определённых особей с определёнными признаками и качествами. Необходимость дрессировки собаки диктовалась её конкретным применением. Лучшие же представители допускались в разведение. Так создавались породы – по экстерьерным признакам и рабочим качествам. Поэтому ряд способностей собаки закрепились генетически. Значит – легче дрессировать собаку определённой породы в каком-то конкретном направлении. Например, ньфаундленд легко обучаем спасению на воде. А фокстерьер – норной охоте. А вот обучить лабрадора охране объекта – навряд ли…
Отсюда ясно, что у разных пород по-разному развиты определённые инстинкты и их комплексы. Дрессировочный процесс – это целенаправленное прижизненное развитие и закрепление определённых наследственно обусловленных инстинктов и моделей поведения путём применения различных методов влияния (стимулов), меняющих поведение собаки. Но применение разных методов должно осуществляться ПО НАЗНАЧЕНИЮ. Дрессировать собаку должен специалист с опытом. Иначе ряд развитых на протяжении поколений инстинктов не принесут ничего, кроме неприятностей.
Учимся дрессировать собаку – осваиваем терминологию.
Оперантное обусловливание – это обусловливание поведения его результатами, последствиями. По сути, это основа для научения кого-либо путём подкрепления поведения, если оно является желательным. Существует две его формы: научение инструментальное и творческое. При инструментальном обусловливании происходит подкрепление спонтанных проявлений (положительным или отрицательным подкреплением), при творческом научении стимулируется мозговая, умственная, мыслительная деятельность и результаты творческого поиска. Чтобы эффективно дрессировать собаку, используются обе формы научения.
Примеры положительного подкрепления – оглаживание, похвала голосом, лакомство. Они несут в себе положительные эмоции.
Отрицательное подкрепление – воздействие негативными факторами на поведенческую стереотипию, через отрицательные эмоции у собаки.
Стимулы, модифицирующие поведение бывают двух типов по направленности – положительное (поощрение, побудительный стимул) и отрицательное (наказание). Делятся они на два типа и по времени воздействия: дискриминантный стимул воздействует ДО поведенческой реакции, а респондентный стимул – после. На деле, как правило, чаще встречаются их разнообразные сочетания. Часто встаёт вопрос об их отдельной эффективности и выстраивания стимулы в порядке иерархической значимости. Для этого используется метод функционального анализа, или, проще сказать, поведенческой диагностики. После определения функциональной эффективности каждого стимула можно начинать дрессировать собаку, осуществлять модификацию её поведения с использованием оперантных методов.
С помощью оперантных методов дрессировки решаются задачи:
- Формирование новых поведенческих реакций.
- Закрепление уже имеющегося поведенческого стереотипа с использованием контрастного метода.
- Угнетение нежелательной поведенческой реакции.
- Ликвидация положительного подкрепления после закрепления полученного результата.
- Оценка итогового ответа проведённой дрессировки.
Формирование может происходить с использованием различных методов.
- Шейпинг – поэтапное формирование сложной поведенческой модели на основе первого основного воздействия, связанного с конечным результатом. Для успешного проявления начального элемента используется вариативное подкрепление.
- Сцепление – формирование на основе отдельных независимых элементов воздействия, сумма которых последовательно ведёт к конечному результату, который определяется последним, конечным звеном воздействия.
- Фейдинг – процесс постепенного уменьшения воздействия формирующих влияний и, соответственно, стимулов. Чаще это встречается, когда вынуждены дрессировать собаку на основе отрицательного подкрепления.
Побуждение – вариант подкрепления голосом, фокусирующий внимание обучаемой особи на вырабатываемой модели поведения.
Аверсивными называются стимулы отрицательного подкрепления, заставляющие моделировать поведение так, чтобы эффективно избегать их повторения.
Депривация – комплекс мер по ограничению возможности реализации обучаемой собаки реализовывать свои потребности – физиологические, психологические, социальные. Дрессировать собаку с использованием социальной депривации (лишение общения с хозяином) – действенный и распространённый метод.
Инсайт – способность собаки решать новую задачу сразу, без каких-либо пробных действий, что-то типа «озарения» и одномоментного правильного решения. Выявление инсайта проводится при различных видах тестирования собаки и говорит о её высоких интеллектуальных возможностях.
Экстраполяция направления движения – способность предугадывать и прогнозировать дальнейшее движения объекта по его первоначальному движению. Это свойство позволяет быстрее дрессировать собаку, если использовать его правильно.
Методы дрессировки собак.
Понятие наказания. Отрицательное и положительное наказание.
Отрицательное подкрепление оперантных методов моделирования поведения собаки предполагает наказание. Оно может производиться двумя способами. Первый – отрицательное наказание, когда уменьшение нежелательных поведенческих проявлений осуществляется при помощи лишения чего-то привычного и необходимого. Обычно это депривантные воздействия: например, собака лишается общения с хозяином. Или пищи на какое-то время.
Второй – положительное наказание, когда добавляется какое-то воздействие, неприятное для собаки. Такой способ встречается намного чаще и представлен большим списком самых разнообразных воздействий. От окрика и рывка поводком до электроошейника и удара.
В последние годы вышло множество публикаций, особенно на Западе, о полной неприемлемости положительных наказаний в дрессировке. Доля истины в этом, конечно есть. Так как такой вид отрицательного подкрепления неизбежно сопряжён со стрессом. В настоящее время западные кинологи отрицают целесообразность дрессировать собаку с использованием положительного наказания.
Когда можно применять положительное наказание.
Тем не менее, положительное наказание успешно работает, если применяется:
- Правильно и опытным специалистом.
- У ряда злобных агрессивных крупных пород собак, когда дрессировка только положительным подкреплением просто никогда не даёт результата (например, кавказская овчарка или другие аналогичные породы). Ранее существовало понятие бойцовских пород, в настоящее время этот термин считается некорректным.
- При проявлениях иерархической агрессии.
- У отдельных агрессивных особей, воспитанных для охранной и защитно-караульной службы, когда методы дрессировки, основанные только на поощрении, не дали нужного результата.
- При специальной дрессировке в некоторых службах, когда необходимо воспитание определённой злобности при наличии строгой дисциплины.
Безусловно, дрессировать собаку с использованием аверсивных методов всегда изначально менее предпочтительно и эффективно, чем с использованием методов положительного подкрепления. Неумелое применение положительного наказания может вполне привести к устойчивой инструментальной агрессии или наоборот, полной забитости собаки с утерей ей индивидуальных личностных качеств. Конечно, это всегда риск вреда для собаки, но есть ситуации, где без этого вообще никак не обойтись. И это будет работать у особей с сильной нервной системой, устойчивой психикой. Поэтому положительное наказание отрицать как допустимый метод дрессировки отрицать нельзя. Особенно в России, где условия собаководства, методики дрессировок и подходы к самому понятию гуманного отношения к животным отличаются от стандартов Запада. Ни для кого уже давно не секрет, какие невероятные перекосы мировоззрения давно уже преобладают среди подавляющего большинства всех слоёв населения Европы и США.
Положительное наказание – последнее средство, которое следует использовать. И лишь в очень узком перечне ситуаций.
Как дрессировать собаку правильно? Как сделать дрессировку более эффективной?
В процессе обучения видно, что темпы дрессировки у разных собак сильно варьируют. Степень послушания тоже различная. Значит нужно обозначить те факторы, которые способны увеличить вероятность с успехом дрессировать собаку.
Выявлению таких факторов помогает теория функциональных систем академика Анохина П.К. Согласно этой теории, собакой двигают не только примитивные биологические потребности. Поведение собаки определяют ещё и социальные моменты, во многом схожие с человеческими. При этом, при наличии сразу нескольких потребностей одновременно, реализуется лишь одна – самая сильная. Таким образом, преобладающий характер собаки будет напрямую зависеть от её доминирующей потребности, которая и будет определять основные сложные комплексы поведенческих реакций.
К примеру, голод создаёт мотивацию каким-либо способом обеспечить потребность в пище. Эта мотивация становится доминирующей и активирует память о всех генетических и приобретённых закономерностях её реализации. На основании прошлых закономерностей эта мотивация будет реализовываться в целенаправленное поведение – добычу пищи тем или иным подходящим в данной ситуации способом. То есть, необходимо ещё наличие некоторых условий конкретной обстановки – обстановочных и санкционирующих («разрешающих») стимулов. Например, время кормления, наличие пищи в миске, разрешение хозяина. Или близость помойки, а там – наличие чего-то съедобного плюс отсутствие ограничивающего поводка на прогулке. Это пример примитивной биологической потребности и мотивации. При этом создаётся модель будущего результата поведения ещё до его реализации, на основе предшествующего опыта.
Дрессировать собаку мы будем примерно по такому же принципу. Для обучения используются доминирующие потребности собаки, в том числе – социальные. И в процессе занятий создаются прочные модели поведенческих реакций при побуждении (подаче команды) и в итоге достижения необходимого конечного результата. Это – суть дрессировочного процесса.
Так формируется навык.
Чтобы успешно дрессировать собаку, мы по ходу обучения решаем промежуточные задачи создания определённых навыков. Навык – это выработанный комплекс последовательных действий собаки, который позволяет хотя бы частично обеспечивать её потребность. Примеры:
- Команда «Ко мне» — собака подбежала и получила лакомство. Частичная реализация пищевой потребности.
- Собака по команде обозначила найденный чемодан с запахом наркотического вещества. В награду получила мячик – реализация игровой потребности.
- Собака успешно отработала после депривации в клетке и лишения общения с хозяином и заслужила одобрение, похвалу голосом, оглаживание. Это пример реализации социальной потребности общения.
- Навык апортировки. Вырабатывается на основе игровой потребности, играет роль создание у собаки интереса к подносу предмета как к варианту игры. Хотя дрессировочный процесс можно построить и на реализации пищевой потребности.
Теперь о факторах, позволяющих эффективнее дрессировать собаку.
- Создание у собаки интереса к обучению. Для этого используются любые подходящие игровые способы, занятия планируются так, чтобы собака никогда не переутомлялась. Чередуются непосредственная дрессировка с играми и отдыхом. Не забывается принципы «от простого к сложному» и «постепенного нарастания», чтобы не угас интерес к обучению. Ведь именно успехи в дрессировке этот интерес и укрепляют. Чем меньше будет промежуточных неудач, тем лучше.
- Полноценный позитивный контакт дрессировщика и собаки. Адекватное отношение к обучаемому питомцу. Учитывая особенности воспитания собаки её владельцем, дрессировать собаку приходится с учётом её индивидуальных особенностей характера и психики.
- Если вы владелец собаки и сами осуществляете начальную дрессировку – прежде всего это наличие доверия к вам собаки. Без этого момента эффективность дрессировки под большим сомнением.
- Доверие рука об руку идёт с последовательностью. Как поощрение, так и наказание должны быть строго постоянными за одинаковые действия. Нельзя в одном случае наказать собаку за что-то, а в другой раз при повторении этого же действия – спустить всё на тормозах. Нельзя поощрять её раз за разом, к примеру, при выполнении команды «ко мне», а затем отругать её при таком же точном выполнении, но после другого проступка.
- Своевременность подкрепления. Как поощрение, так и наказание должны следовать за оцениваемыми действиями незамедлительно, без пауз и отсрочек. При невозможности выполнить поощрение сразу используются маркеры положительного подкрепления, например, «хорошо», «молодец», «да».
Фактически, эти понятия «своевременность – последовательность – доверие» очень взаимосвязаны.
- Настойчивость. Обучение некоторых собак требует большого терпения, формирование навыка может происходить после очень большого числа повторяющихся занятий.
- Взять на себя лидерство. Обучение собаки пройдёт быстрее, если она осознает ваш более высокий иерархический статус.
- Завладение вниманием. Дрессировать собаку, внимание которой вы не завладели, очень сложно.