Порода собак у славян

Наши предки не знали слова «собака»

Как же они тогда называли своих любимцев?

Собака — верный друг человека на протяжении многих тысячелетий. Это отличный помощник во время охоте, это надежный сторож, это приятель для веселых игр. Да вообще для многих — практически член семьи.

У древних русичей все было точно так же. Во дворах и на улицах бегали лохматые собаченции, заливались лаем вслед прохожим и проезжим. Вот только собаками их никто не называл. Потому что такого слова — «собака» — у наших предков просто не было! Только в XII веке оно впервые встречается в восточнославянских письменных источниках.

Это трудно себе представить, но такое знакомое всем обозначение хвостатого любимца является заимствованием. У слова «собака». иранские корни.

Еще порядка 2,5 тысяч лет назад мидийцы, которые жили как раз примерно там, где сейчас расположен Иран, называли своих мохнатых питомцев словом spaka .

Позже, в древнеиранском языке это превратилось в sabaka .

Ученые предполагают, что именно от наших южных соседей с каспийских берегов русичи подхватили это название. Заимствованное слово быстро вошло в древнерусский язык, обкаталось, и вот уже кажется нам совершенно родным.

Но тогда возникает другой вопрос. А как же до того на Руси звали собак?

Ответ простой. Использовалось другое хорошо нам знакомое слово: пес! Именно оно в разных вариантах до сих пор используется практически во всех славянских языках. Включая и русский, конечно. Мы ведь сами прекрасно пользуемся этим словом. А уж его производные — псарня, псина и т.д. — вообще заменить невозможно.

Кстати, об истории слов. У нас есть еще один канал «Литинтерес» , посвященный этой и другим увлекательным темам. Читайте, подписывайтесь, впереди много всего увлекательного!

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Стражи духов. Как древних славян в страну смерти провожали псы-привидения

Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain

» src=»https://static.life.ru/posts/2019/11/1255076/e8e322d3ad4e5fccaec82830188d4454.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Лайф собрал удивительные обычаи, посвящённые собакам, которые жили с человеком ещё 20 тысяч лет назад.

Побывавший в X веке на Волге арабский путешественник Ахмад аль-Багдади писал, что у местного населения с собаками были связаны добрые приметы: в долине Волги верили, что услышать перед началом дела собачий вой — к удаче.

Культу собаки — двадцать тысяч лет

Фото © Public Domain

Доказательством существования древних мифов о собаках на территории нашей страны стали находки советских археологов на Авдеевской стоянке в 1946 году. На берегу реки Сейм под Курском были найдены жилища древних людей, датируемые XX тысячелетием до нашей эры. Среди костей животных археологи нашли предметы, которые назвали лопаточками с навершием. Узкий конец «лопаточек» изображал собачью морду с четырьмя глазами, а на одном из предметов было даже два навершия, изображавших двухголовую собаку. Предполагается, что инструмент древние охотники использовали для выколачивания снега из одежды, а сакральная роль «выбивалки» заключалась в навершии: в нём якобы обитал дух — хранитель человека.

Существование у древних славян представления о собаках, стерегущих ворота в ад, доказывает и быличка, записанная в XX веке историком Владимиром Бузиным в Архангельской области. В ней к овдовевшей женщине начинает ходить муж-покойник. Чтобы отвязаться от него и остаться живой, женщина жалуется на беду своей собаке, и та больше не пускает покойника на порог.

Проводник в страну смерти

Приметы, связанные с собаками, относятся к самому древнему пласту славянской культуры. В древности собака не только служила помощником, но и, благодаря способности предчувствовать чужую смерть и предсказывать погоду, оказалась навеки связана с загробным миром — охраняла ворота в страну мёртвых и служила проводником на тот свет.

Фото © Public Domain

В «Энциклопедии белорусской мифологии» есть легенда о первом человеке — князе Буе, которого везде сопровождали два огромных пса, способных разорвать медведя, Ставр и Гавр (Стаўры і Гаўры). Они не раз спасали его от врагов, а когда Буй, бывший первым человеком на земле, умер, ушли за ним на тот свет и там сопровождали князя, ставшего хозяином страны мёртвых. Предания говорят, что древние славяне приходили на могилы собак, якобы похороненных на берегу Дриссы, поминали их, устраивали тризну, жгли костры и призывали псов-призраков, умоляя не оставлять народ.

‌‌‌‌Казалось бы, в мифе речь идёт о родоначальнике белорусского этноса. Но нет! Миф этот уходит корнями во времена, когда от Индии до Европы царила индоиранская (арийская) культура. В Индии до сих пор почитают мифического первого человека на земле, умершего и ставшего богом смерти Ямой. Его сопровождают громадные четырёхглазые собаки — сарамеи, сторожащие врата между мирами.

В скандинавской мифологии бога висельников Одина сопровождает армия мертвецов и собаки Фреки и Гери. А в иранской мифологии мост между мирами Чинвад сторожат два пса.

Двухголовый — а значит, опять четырёхглазый — пёс Орф присутствует в мифологии древних греков: «старший брат Цербера» сопровождает бога смерти Аргуса.

Изгоняли из собак духов

Фото © Public Domain

Древние славяне верили, что в собак могут вселяться духи, и в связи с этим в Болгарии и России сохранились древние обычаи кручения собак или их гоняния по деревне. Обычай кручения собак в Пёсий понедельник — первый понедельник Великого поста — существует под болгарским Странджем. Болгары верят, что в этот день мёртвые выходят из могил, а самые злые из них могут вселиться в собак. Поэтому каждого пса в селении нужно обязательно прокрутить на верёвке, натянутой над рекой, после чего животное, невредимое, но якобы освобождённое от злого духа и изрядно напуганное, падает в воду, откуда её выуживает заботливый хозяин. Этот обряд предвещает деревне спокойный, урожайный год.

А в России под Тамбовом в 1900 году в местных «Епархиальных ведомостях» был зафиксирован обычай гоняния собак, который местные крестьяне практиковали на Масленицу. Дети, подростки и юноши, вооружившись бичами, мётлами и палками, весь день гоняли по деревне собак, особенно чёрных и лохматых. Этот языческий обычай был направлен на изгнание из животных злобных мертвецов, которые, по местным суевериям, в эти дни выходили из гробов.

Этнографы считают, что в древности обряд был приурочен к весеннему равноденствию, к сжиганию славянского божества зимы и смерти Мораны (Масленицы) и к поминовению мёртвых. Пригревавшее солнце в дохристианских представлениях пробуждало к жизни даже покойников.

Нечистое животное и служитель дьявола

Фото © Public Domain

Возможно, в изменении восприятия собак значимую роль сыграли авраамические религии — иудаизм, ислам, а у славян христианство. Все они боролись с прежними обычаями, пытались отвадить людей от почитания тотемных животных и акцентировали внимание на их недостатках. Например, в православии собака, будучи «нечистым» животным, не может заходить в храм. А староверы ссылаются при этом на Ветхий завет, где животное названо нечистым. В исламе пророк Мухаммед даже поначалу приказал убить всех собак, называя их прислужниками дьявола, но потом позволил мусульманам держать их для охоты и охраны. У поволжских татар до сих пор существует обычай не впускать собак в дом.

У русских сохранилось много примет, связанных с собаками: если собака лает без причины — рядом ходит колдун, встретить на улице чёрно-белую собаку — к удаче, приютить бездомного щенка или впустить в дом бездомного пса — к благополучию, а вот если убить или задавить собаку, утопить щенков, то семь лет будут преследовать несчастья.

У некоторых народов России до сих пор встречается почитание собак. Тюркские девушки зимой слушают землю: если услышат лай, верят, что скоро выйдут замуж. Цыгане считают, если пёс жмётся к ногам и скулит — это предвещает смерть. Если в семье на Алтае умирают дети, то новорождённых кладут на собачью подстилку — верят, что после этого ни один злой дух к ребёнку близко не подойдёт. А у чувашей до сих пор сохранился обычай принесения жертвы этому животному — если собака начинает выть, глядя в небо.

Русские породы собак I

Ну да, русские. Нам тоже есть, чем гордиться. Выводились отличные охранные и охотничьи породы. История русских гончих, русских псовых и хортых борзых насчитывает столетия. И была замечательная порода, сочетающая в себе качества охранника и сторожа русский мастиф, меделян, меделянская собака.

Ну, с нее-то мы и начнем, с собаки, которой больше нет.

Древнерусская порода охотничьих и охранных собак. Существовала с XIII по начало XX века. Причем до 1914 года свято блюлась чистота крови. Достигала внушительных размеров: 80 сантиметров в холке, 125 сантиметров в длину, до 112 килограммов весом. Была главной травильной собакой Царской Охоты. Меделянин по кличке Лебедь мог сбить с ног быка и в одиночку справлялся с медведем. Несмотря на размеры, неустрашимость и отвагу, был очень привязан к хозяину и нежен с детьми. Меделянской собакой был Сапсан — ерой одноименного рассказа Куприна.

У меделянина был «младший брат» — собака породы мордаш, «мордашка». Внешне очень похожие, они все-таки имели отличия в размере и весе. У мордаша явно чувствовался приток бульдожьей крови. И если медлянская собака всегда была собакой аристократии, то мордашей заводили преимущественно простые люди и держали их, как надежных сторожей.

Меделянин — не единственная, утерянная навсегда русская порода. Исчезли русские прямогонные гончие, лошьи собаки, брусбарты — «русские сеттеры».

Повезло русской псовой борзой, порода сохранилась, несмотря на все «темные времена»

Русская псовая борзая

Легендарная порода, история которой длиннее истории многих стран, США, например. Тот тип собак, который мы знаем оформился во времена Ивана Грозного. как ни странно, многое для формирования генофонда русских псовых борзых сделал Петр, прилив к ним кровь балтийских брудастых борзых.

Порода трижды была на грани вымирания — во времена Смуты, после отмены крепостного права, после революции 17-го года.

Тоже порода, которую мы едва не потеряли. Долгое время вообще не было единого породного стандарта. А с потерей популярность псовой охоты порода начала вырождаться. Так мы потеряли старинную русскую гончую, свирепую по отношению к зверю, привязчивую к хозяину, неутомимую в работе. Находились «знатоки», которые говорили об утрате гончей своих качеств. Это у нас, на ее родине, в России.

В Англии же в 50-х годах началась широкая пропаганда породы. Британцы прилили к фоксхаундам кровь русской гончей, посчитав что с ее помощью вернут своим собакам злобу, силу и энергию.

Точное происхождение неизвестно. То ли они попали в Россию из Польши, то ли явились результатом скрещивания южных охотничьих степных собак с восточными борзыми. Зато известно, что ни одна из ныне существующих борзых не сравнится с хортой в азарте, длительности и скорости бега. До сих пор в южных степных районах России с хортыми охотятся на зайцев и лис. Порода никогда не была многочисленной. По некоторым данным после 23-го года их оставалось всего несколько штук. Сейчас положение немножко получше, но и сейчас в России их не больше 2 тысяч.

Наш привычный, ушастый, на длинных лапках спаниель — результат скрещивания английских кокеров и спрингеров. Работа по выведению русской подружейной собаки началась в конце 19 века, к тридцатым годам века 20-го порода сформировалась. Селекцией занимались не специалисты, а русские охотники, которые и вывели идеальную подружейную собаку. Русский спаниель равно подходит для охоты на полевую, болотную, водоплавающую, степную дичь.

Собака

Есть небольшое упущение с нашей стороны. Мы не осветили вопрос мифологемы собаки в славянской культуре. А этот вопрос очень интересный, так как этот зверь — давний друг наших предков. И не рассказать о нём совсем ничего нельзя.

Собаки были в древности практически в каждой семье. Тут дело в том, что собака в хозяйстве была просто необходима. Человек и собака жили вместе всегда и это породило очень много легенд, сказаний, обычаев.

Собака, в той или иной степени, — прирученный волк, но уже с совершенно другим набором защитных функций. На заре веков, в те времена, когда пород собак было не так много, прирученные волчки были домашними животными. Отчасти из-за тотемной необходимости. Например, Род, возможно был тесно связан с тотемом Волка и поэтому волчат специально отбирали у волчицы и воспитывали уже понимать и уважать человека. Сейчас, к слову, в лесах близ городов практически не осталось волков, зато одичалых собак различных пород пруд пруди.

Собаку ценили за неприхотливость, добрый нрав, хороший нюх, великолепные защитные функции.

В хозяйстве собака выполняла, в первую очередь, охранную функцию. Так, своим лаем она сообщала хозяину о приближение гостей, а возможно и о набеге хищных животных, коих в те времена было в десятки раз больше, чем сейчас. Вторая функция собаки — это охотничья. Так как славяне много охотились, то они приручали и воспитывали собак таким образом, дабы они могли помогать им в этом ремесле. Никаких декоративных, бойцовских, беговых собак не было. Ездовых собак вывели же несколько в другом регионе, и уже не в те времена.

По собаке могли понимать многие вещи наши далёкие предки. Так по лаю собаки могли знать, что идёт смена погоды, или грядут перемены в семье. По беспричинному вою думали о грядущей беде.

Есть легенды о двоеглазках-собаках, у которых единый окрас по всему телу, а возле глаз белые пятна. Считается что это дополнительные глаза, через которые собака смотрит в Навьий мир, общается с ушедшими, с духами. С такой собакой не боялись ходить в лес и на болота, так как считалось, что собака может спугнуть Лешего и Водяного, провести человека к цели, минуя опасности тех мест.

С поведением собаки, да и с её сущностью, связано множество пословиц и поговорок. Они бытовали на Руси.
Например, если собака качается на задних ногах, то значит, хозяину в ближайшее время предстоит отправиться в дальнюю дорогу.
Если воет с поднятой головой, то в деревне возможен пожар или засуха, или, как минимум, скудный урожай.
Если собака много ест траву, то быть неделе дождей.
Если собака копает яму возле окна и воет опустив голову, — то к беде, в доме ждать покойника.

В вере в перерождение души собака играет определённую роль. Так, есть поговорка: не бей собаку, — возможно она в прошлой жизни была человеком. Отчасти это нас отсылает к волкодлачеству, которое было распространено на Руси, отчасти тут прослеживается мысль о перерождении души, которое на Руси воспринималось очень близко с пониманием и кармой Буддизма. Подробнее об этом можно почитать тут.

Собака, в отличие от кошки, другого одомашненного питомца, является вернейшим другом человеку. Собака не может жить сама по себе, она тесно связана с жизнью хозяина и даже перенимает его привычки, если можно так выразиться. Считается, что собака — это давно ушедший родственник, который приходит из Навьего мира, дабы тебе помогать и составить компанию.

И самая древняя легенда — Легенда о Дикой Охоте. И это не Ведьмак 3. Легенда о Дикой охоте связана в первую очередь со стаей собак, которые воспринимались как коллективное целое. Дикая Охота — это особый ветер с характерным воем. Это одухотворённое природное явление, которое, с одной стороны, могло сеять панику и ожидание бед, с другой, считалось, что там, где прошлась Дикая Охота, вырастал не по сезону отличный урожай.

Любопытно, что Семаргла всегда изображают с крылатым псом, который, по преданиям, защищает урожай славян. Он сидит на уступе, где видно всё поле с посевами и следит, дабы вредители не попортили урожай.

Собака как мифологическая единица – не простое явление, оно требует более детальной проработки, мы лишь приоткрыли горизонты данной темы.

Читайте также:  Советские породы собак признанные fci
Оцените статью