Породы была собака герасима муму

Какой породы была Муму?

Может, в этаком пересказе классического произведения русской литературы и не все точно, но то, что собачка была спаниелем — истинная правда! Выдающийся литературовед академик М.Л. Гаспаров писал: «Какой породы была Муму? Никто не помнит. Испанской породы — спаниель. А обычно ее представляют более плебейской, дворняжкой, стилизуя под Герасима» 2 .

Судьба рассказа и его символы

И.С. Тургенев создал свой знаменитый рассказ «Муму» весной 1852 г. Сперва он предназначал его для второго тома славянофильского «Московского сборника», благо и действие происходило в Москве, да и главный герой, мужик-богатырь в красной рубахе, недаром так нравился И.С. Аксакову. Но альманах не был разрешен цензурой, и тогда в 1854 г. рассказ напечатали в журнале совершенно иного направления — в некрасовском «Современнике».

Рассказ быстро стал популярен. Беллетрист Г.П. Данилевский приводил свой разговор с преподавателем приходского училища в городке Богодухов Харьковской губернии, состоявшийся лет через десять после публикации:

«- Что же у вас теперь в моде из литературного мира?

— В классах не раз я читал ученикам повесть 3 «Муму»: верите ли, восторгу учеников не было конца. А когда в повести доходило до того, что собачонку там эту немой с горя в воде утопил, накормивши ее перед тем борщиком, в классе вой и рев от плача поднимался. Волосы, сударь, у меня самого на голове вставали дыбом при этом волнении слушателей моих!» 4

«Муму» дает повод для различных интерпретаций. Там можно разглядеть и славянофильскую тенденцию, и, разумеется, антикрепостническую (что усматривала даже царская цензура). Можно, наверное, при большом желании толковать рассказ и фрейдистски. Ведь в его основе история немого крепостного мужика Андрея, принадлежавшего матери писателя Варваре Петровне. Герой рассказа поначалу заигрывал с прачкой Татьяной, и лишь когда волею барыни Татьяну выдали замуж за другого и отправили в деревню, он подобрал себе щенка. В конце концов, вернувшись из Москвы, он «совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит». Тургеневу присуще ясное изложение, прекрасный язык, фиксация колоритных черт быта, обихода, разговоров.

Однако стоило бы посмотреть на собаку, мужика и барыню не как на знаки и символы (чего бы то ни было — жизни народной, язв крепостничества, мужского и женского начал), а как на литературное воплощение персонажей русской повседневности. Тургенев прекрасно знал и провинциально-помещичий, и старомосковский быт. Тем более что история-то, по сути, — про его родню и его дворню. Герой рассказа взят был в Москву из поместья, что в двух-трех днях пешего пути по тульскому шоссе и в двадцати пяти верстах от самой этой дороги — там же, где тургеневское поместье. В московской барыне, у которой стал жить Герасим, проглядывают черты властной матери Тургенева Варвары Петровны.

Барыня была вздорной, взбалмошной, непостоянной, но не злой. При ней обитало и кормилось много приживалок, составлявших ее непременную свиту. Многолюдной дворне было у нее неплохо. Иные из дворовых уже сами становились кем-то вроде приживал. Хорошо жилось и собакам, в которых заядлый охотник Тургенев разбирался прекрасно.

Испанская порода

Дворовый человек старой барыни глухонемой дворник Герасим вытащил из Москвы-реки щенка-сучку. Читателю не вполне ясно: то ли собачку бросили в воду, чтобы там утопить, то ли она, отбившись от дома, сама туда соскользнула. При первом взгляде на нее, барахтавшуюся в тине у самого берега, Герасим разглядел только «небольшого щенка, белого, с черными пятнами. «. Дворник принес ее к себе в каморку, в которой жил одиноко и уединенно, «уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока». «Бедной собачонке было всего недели три. «

Поначалу она была слаба, тщедушна и неказиста собой, «а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами».

«Испанской породы» — это несколько неопределенное указание, даже с уточнением про длинные уши, пушистый хвост трубой и белую с черными пятнами масть. И все же понятно, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой, предназначенной для охоты на птицу. В XIX в. насчитывали много разновидностей так называемых испанских собак, среди которых выделяли и «настоящих испанок», и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это собаки небольших размеров, да и черно-белый окрас у них встречается нередко.

Специализированные породы спаниелей стали определяться позже, только с конца XIX в. Среди них появились породы крупные (для розыска разной птицы и подъема ее на крыло) и мелкие, например, кокер-спаниели (для охоты на вальдшнепов). Однако и те и другие продолжали быть именно охотничьими собаками. В наше время некоторые разновидности спаниелей бывают и домашними. Точнее, и эти собаки — охотничьи, им желательно бегать на воле и охотиться, но они уже могут обитать в тесных городских квартирах и умеют хорошо ладить с людьми. Однако замечено и такое: «Среди лидеров по покусам первое место принадлежит отнюдь не ротвейлерам, а кокер-спаниелям. Их игрушечно-обманчивый вид провоцирует людей погладить, потискать животное, что оскорбительно для охотничьего пса (возможно, в душе считающего себя ротвейлером!)» 5 .

Против породы не попрешь!

Видимо, в XVIII-XIX вв. некоторых собак «испанской породы» приучали к роли комнатных питомцев. Исследователи творчества Тургенева обращали внимание на то, что о породе собаки известно мало, хотя это и важно для сюжета произведения. Проводился даже опрос читателей на эту тему. Большинство ответили, что Муму — дворняжка 6 . Какой еще быть собаке простого дворника? Между тем для Тургенева и его сюжета охотничьи задатки «собачки испанской породы» были, конечно же, важны.

Муму «как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать». А вот в барский дом она никогда не заходила. Герасим жил в другом здании — над кухней. Сам-то он хаживал в дом к барыне с дровами, но его собачка никогда.

Обязанностью Герасима было караулить по ночам. И тут Муму стала ему верной помощницей. «Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка. тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох. Словом, она сторожила отлично». Муму, рожденная охотничьей собакой, вполне освоилась с положением собаки дворовой, как привыкший с детства к тяжелому крестьянскому труду Герасим в конце концов стал отличным дворовым работником при городской усадьбе.

Драматическое развитие событий началось, когда барыня, углядев Муму из окна, задумала привести ее в господский дом и приголубить, но собака ее чуть не укусила. Муму, верная своему хозяину и дворовой жизни, никак не могла резвиться и кривляться в барских покоях. Неспроста же она и прежде никогда не заходила в господский дом. То есть домашней-то она, может, и стала бы, а вот комнатной да постельной — вряд ли.

Известно, что комнатные (дамские) собачки — это, как правило, «карликовые или видоизмененные формы сторожевых и отчасти охотничьих собак» 7 . Муму, хоть небольшого роста и милой наружности, все же никак не карликовая и не видоизмененная. Охотничья собака могла стать дворовой сторожевой, и у смышленой Муму это вполне получилось. Но такая собака по своей природе не умела сделаться собачкой комнатной — вроде болонки или левретки.

С этого момента все и пошло наперекосяк, закончившись трагедией.

1. Степанов А. Сказки не про людей. М., 2009. С. 83.

2. Гаспаров М.Л. Записи и выписки. М., 2008. С. 379.

3. Так в тексте. Правильно — рассказ.

4. Данилевский Г.П. Украинская старина. Харьков, 1866. С. 350.

5. Зайцева О.В. Перевод с собачьего. М.; СПб., 2008. С. 60.

6. Живая старина. 2005. N 4. С. 20.

7. Сабанеев Л.П. Собаки охотничьи: легавые. М., 1992. С. 10.

Собачка «испанской» породы

Иван Сергеевич Тургенев написал свой знаменитый рассказ «Муму» весной 1852 года, впервые он был опубликован в журнале «Современник». С тех пор прошло уже более 160 лет, но образ Герасима и его собачки продолжает вызывать у читателя большую гамму эмоций и чувств.

Героиня рассказа, вокруг которой строится все действие, – собачка Муму, которую дворник Герасим вытащил из Москвы-реки. Описывая выловленного щенка, И. Тургенев пишет, что

ей было примерно три недели от роду, и поначалу она была слаба, тщедушна, неказиста собой. Однако через несколько месяцев, благодаря неусыпному попечению своего спасителя, она превратилась в очень «ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами».

Указание на «испанскую породу» было несколько неопределенным, несмотря на уточнение про длинные уши, пушистый хвост «трубой» и белую с черными пятнами масть. Из описания можно предположить, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой или английским спаниелем. Уже в XIX в. таких собак насчитывалось несколько разновидностей. К так называемым «испанским» собакам относили и «настоящих испанок», и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это были собачки небольших размеров, разных окрасов, в том числе и черно-белого.

Исследователи творчества И.С. Тургенева обращали внимание на то, что о породе собаки было известно немного, хотя эта информация была весьма важной для сюжета произведения. Даже среди читателей рассказа проводился опрос на эту тему. Большинство из них ответили, что Муму – это дворняжка. И это вполне логично – какой же еще собаке быть у простого дворника?

Интересно, что в первой советской экранизации рассказа, вышедшей на экраны в 1959 году, Муму похожа на английского сеттера.

Спустя несколько десятилетий, режиссер Ю. Грымов в одноименном фильме по рассказу И.С. Тургенева, представил Муму в виде небольшой белой собачки непонятной породы.

В некоторых российских городах установлены памятники Муму. Так, в Санкт-Петербурге на Садовой улице ее увековечили в образе грустной собачки, ожидающей своего хозяина у кабака. А в Москве памятник Муму установлен у Дома-музея И.С. Тургенева на Остоженке. Порода собак, изображенных на памятнике, очень похожа на спаниеля.

Во Франции Муму изобразили весьма необычным образом. В 1997 году в портовом городе Онфлер был установлен памятник знаменитой собачке с надписью «Му Му и всем жертвам любви» , где она изображена с головой спаниеля, а вместо задних лап с хвостом русалки. Установку памятника спонсировал российский режиссер Ю. Грымов. В 2011 году памятник был украден, а спустя 2 года возвращен на место. В 2013 году на фестивале российского кино в Онфлере министр культуры Владимир Мединский представил возвращенную скульптуру жителям города и киноманам, съехавшимся со всей Франции.

На самом деле, каждый читатель представляет Муму по-своему, но образ этой собачки оставит след в душе того, кто с ней познакомится, прочитав рассказ.

Источник: Тургенев И.С. Муму ; Записки охотника. – Москва : АСТ, 2018. – 317 с.

И. С. Тургенев «Муму»: характеристики героев

Краткое содержание:

Характеристики главных героев

Герасим

Герасим – главный герой повести И. С. Тургенева «Муму», глухонемой дворник на дворе у старой барыни, человек необычайно физической силы со строгим и суровым нравом. Этот немой рослый дворник отличался от окружающих не только внешне, но и по характеру. Герасим был трудолюбивым и хозяйственным человеком с добрым сердцем. Его, привыкшего выполнять полевые работы, по капризу барыни привезли из деревни в Москву, где всучили метлу и приказали убирать двор. Герасиму такой образ жизни не нравился. Ему в городе было скучно и неуютно. Но и здесь он стал исправно трудиться, быстро привык к новой работе. Однажды ночью даже поймал двух воров и его стали особенно уважать. Дворовые даже немного побаивались угрюмого дворника-великана. Шутить с ним не решались, так как шуток он не любил.

Сам он был в хороших отношениях с челядью и считал их за своих. Герасим во всем любил порядок: при нем даже петухи не смели драться. Жил он в каморке над кухней и устроил все там по своему вкусу. Из всех работников больше всего ему нравилась прачка Татьяна – женщина лет двадцати-восьми кроткого нрава. Он оказывал ей знаки внимания и не разрешал никому ее обижать. Однако барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали за пьяницу Капитона, и она вскоре уехала в деревню с незадачливым мужем. После отъезда Татьяны Герасиму было вовсе тоскливо. Неожиданно, он нашел маленького белого щенка с черными пятнами, который стал для него лучшим другом. Щенка он назвал Муму.

Только с этой собачкой он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Ей не нужны были его слова, она его понимала по взгляду. Герасим о ней заботился больше, чем любая мать о своем малыше. Но старая барыня невзлюбила Муму и распорядилась, чтобы от собаки избавились. Для того, чтобы Муму не попала в чужие руки, Герасим сам решил выполнить этот приказ. Он утопил свою любимую собаку, своего лучшего и самого любимого друга. В этом поступке проявился характер крепостного, подневольного человека. Ему и в голову не пришло, что можно было ослушаться зловредную барыню. Свой протест он проявил иначе. Сразу после смерти Муму, Герасим собрал все свои вещи и, не спросив разрешения, ушёл в деревню.

Барыня

Барыня – один из центральных персонажей повести «Муму», деспотичная старуха, вдова, владеющая многочисленной челядью. Барыня жила на окраине Москвы в доме с белыми колоннами и накренившимся балконом. Её дети жили отдельно, в другом городе. Будучи по натуре деспотичной, она грубо обходилась со своими дворовыми и решала за них, что им делать, а что нет. Эта пустая и вредная старуха вершила судьбы бедных крестьян. Так, например, увидев, что глухонемой Герасим может работать за четверых, она решила перевезти его из деревни в Москву. И неважно нравилось это ему или нет.

В другой раз она решила выдать прачку Татьяну за башмачника-пьяницу Капитона. Мнение самой Татьяны ее не волновало. Она считала, что так можно остепенить Капитона. Все её приказы выполнялись через главного дворецкого, человека непорядочного, Гаврилу Андреича. Она прекрасно знала о непорядочности своих слуг, замечала их лесть и подхалимство, но одобряла это. Слуги для нее – что жалкие насекомые. Как хотела, так ими и распоряжалась.

Проблема старой барыни заключалась в ее одиночестве и душевной пустоте. Оттого она была недовольна жизнью и вымещала это недовольство на слугах. Даже какая-то маленькая собачка мешала ей жить. Поэтому она приказала избавиться от Муму. Герасим мог бы пойти против её воли, но не стал. Так, в конце повести он утопил Муму по прихоти зловредной барыни, а затем уехал к себе в деревню. Барыня считается одним из худших типажей русской литературы. Её тупость, вредность и самодурство не знали границ.

Собака испанской породы, которая принадлежала дворнику Герасиму. Она досталась ему небольшим щенком, когда он, в расстройстве после проводов со двора бывшей возлюбленной Татьяны, гулял вдоль реки. Щенок бился в воде, и никак не мог вылезти на берег. Герасим вытащил его, сунул за пазуху, а дома всю ночь за ним ухаживал.

Старания не прошли даром, собачка выросла в ладную собачку — имела длинные уши, пушистый хвост, большие выразительные глаза, а главное очень любила Герасима. Он назвал её Муму, так ничего другого не мог и выговорить. Она всюду ходила с ним, кроме дома барыни, охраняла его каморку.

В один из дней, барыня случайно её увидела, и захотела увидеть поближе. Когда Муму принесли барыне, собачка очень испугалась, и чуть не укусила ту за палец. Барыня разозлилась, и утром придумала, что Муму всю ночь не давала ей спать. После чего, приказала избавиться от неё. Лакей Степан похитил собачку и отнёс на рынок, дав денег покупщику, чтобы тот не отпускал её минимум неделю. Но через пару дней она отгрызла поводок и вернулась. Барыня вновь приказала избавиться от неё. Герасим был против, но когда все обступили его каморку, он вышел и пообещал, что избавится от собачки. Он пошёл с Муму в трактир, где накормил её, и затем плача, но отнёс её на речку, заплыл с ней на лодке на середину и, привязав два кирпича к шее, бросил её в воду.

Татьяна

Татьяна – персонаж повести И. С. Тургенева «Муму», прачка на московском дворе барыни-самодурки, подруга Герасима. Она была женщиной двадцати-восьми лет, худощавой, белокурой и с родинкой на левой щеке, что на Руси считала дурным знаком или предвестником несчастной жизни. В действительности Татьяна была несчастным человеком. Её с детства заставляли выполнять непосильную работу, держали в черном теле, плохо кормили, плохо одевали и платили мизерное жалование. Будучи искусной прачкой, она должна была выполнять только «тонкую» работу, а на деле выполняла тяжелую. Раньше она была красивой, но тяжкий труд стер ее красоту и теперь она выглядела скорее измученно.

На дворе барыни она старалась ни с кем не заговаривать, всех сторонилась и побаивалась. Характер у Татьяны был кроткий. Все что ее заботило – это сдача работы в срок. Она трепетала от страха при одном только упоминании имени старой барыни, оттого и была запугана. Татьяна нравилась Герасиму своим скромным и кротким нравом. Он оказывал ей знаки внимания и даже покровительствовал ей. Но барыня решила выдать ее за безнадежного пьяницу Капитона, чтобы тот остепенился. Будучи человеком смиренным, Татьяна не смела возражать. Когда Капитон окончательно спился, ее вместе с ним отправили в деревню. Перед отъездом Герасим подарил ей красный платок, а она прослезилась и по-христиански три раза поцеловала его.

Капитон

Капитон Климов – персонаж из повести Тургенева «Муму», безнадежный дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Капитон работал башмачником на дворе у барыни. Он был «горьким» пьяницей и человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству. Свое пьянство оправдывал тем, что заглушал горе. Москву считал каким-то захолустьем, в котором прозябал.

Когда Гаврило Андреич корил Капитона за то, что тот только хлеб даром ест, он отвечал, что Богу виднее даром или нет. При этом добавлял, что он «горемыка». Он был не прочь жениться на Татьяне, так как видел в этом только удовольствие. Когда у него на пути встал Герасим, он струсил и пошел жаловаться главному дворецкому. За Татьяну никакой ответственности он не ощущал, а через год после свадьбы и вовсе спился. Отдавая за него Татьяну, барыня надеялась остепенить его. Но когда не вышло, она отправила их обоих в дальнюю деревню.

Второстепенные герои

Второстепенный персонаж, главный дворецкий у барыни. Исполнял все её приказания, боялся хоть слово ей сказать против. Так, когда она захотела выдать Капитона за Татьяну, он не сказал ей, что Герасим любит Татьяну и собирается в ближайшие дни просить у барыни её разрешения на женитьбу.

Второстепенный персонаж, дюжий парень, лакей барыни. Именно он похитил Муму и отнёс на рынок, где за деньги просил неделю держать на привязи.

Второстепенный персонаж, старый буфетчик. У него любили спрашивать совета, хотя никогда он ничего толкового не советовал.

Второстепенный персонаж, начальница Татьяны, любила посмеяться над ней из-за ухаживаний Герасима.

Эпизодический персонаж, форейтор. Был очень любопытен, часто подсматривал за Герасимом.

Эпизодический персонаж, старшая компаньонка. Вместе с дворецким воровала продукты у барыни.

Эпизодический персонаж, один из дворовых у барыни.

Эпизодический персонаж, жена дворецкого.

Старый пёс, много лет живший во дворе у барыни.

Читайте также:  Чем отбелить шерсть собаки вокруг глаз
Оцените статью