Процесс дрессировки собак таблица

Общий курс дрессировки (ОКД): что входит, правила испытаний

Общий курс дрессировки (сокращенно ОКД) — это программа дрессировки собак, разработанная отечественным кинологом Языковым Всеволодом Васильевичем в 1920-х годах. С того времени курс практически не изменялся, были внесены лишь отдельные правки.

В том или ином объеме общий курс дрессировки необходим любой собаке. В процессе занятий у животного вырабатывается послушание и ряд других полезных навыков, которые пригодятся как в повседневной жизни, так и в служебной деятельности. В большинстве случаев собаки, не прошедшие ОКД не допускаются до других видов дрессировки.

Чтобы пройти общий курс дрессировки для собак вы можете записаться на занятия в местную кинологическую школу или обратиться к частному специалисту. Также вы можете заниматься с питомцем самостоятельно, но в этом случае вам нужно будет найти подходящую площадку, внимательно ознакомиться с правилами и нормативами по ОКД, узнать даты экзаменов и договориться с инструктором.

Рассмотрим, какие команды входят в экзамен по ОКД и как пройти испытания успешно.

Подготовка к ОКД

Число изучаемых за одно занятие команд зависит от подготовки животного и уровня его работоспособности. Обычно на первых порах достаточно изучать и повторять по 2 команды, в дальнейшем их количество следует увеличить.

Что включает экзамен

На экзамене по общему курсу дрессировки проверяют следующие навыки:

  • движение собаки рядом с хозяином (оценивает на протяжении всего времени испытания);
  • показ зубов и отношение собаки к наморднику;
  • комплекс команд «Сидеть», «Лежать», «Стоять»;
  • подход собаки к хозяину и возвращение на место;
  • апортировка;
  • прекращение нежелательных действий (команда «Фу», отказ брать еду у постороннего человека);
  • преодоление комплекса препятствий (барьер, лестница, бум, забор или наклонная стена);
  • отношение к выстрелу.

Проверка навыков может осуществляться в любой последовательности, за исключением команд, идущих в комплексе.

Команда «Рядом»

По команде «Рядом» собака должна идти слева от хозяина так, чтобы ее плечо находилось на уровне его ноги. Узнать схему обучения этой команде, вы можете, прочитав отдельную статью на нашем сайте — Как научить собаку команде «Рядом».

Как происходит проверка навыка на экзамене? Дрессировщик подает голосом команду «Рядом», а затем по сигналу судьи выполняет повороты на месте: направо, налево, кругом. Далее следует движение, во время которого судья проверяет работу собаки при изменении темпа и направления ходьбы, а также при остановках. Животное должно идти спокойно, а во время остановок садиться у левой ноги хозяина без команды «Сидеть».

Если собака отклоняется в сторону более чем на 2 м, отказывается садиться, не выполняет повороты, то судья не засчитывает навык.

Команда «Ко мне»

«Ко мне» — одна из основных команд, которую следует прививать животному с раннего возраста. Узнать схему обучения этой команде, вы можете, прочитав отдельную статью на нашем сайте — Как научить собаку команде «Ко мне».

Как происходит проверка навыка на экзамене? Дрессировщик подает голосом команду «Ко мне», сопровождая ее жестом. Собака должна сразу же подбежать к хозяину и сесть у его левой ноги (обход выполнять необязательно). Допускается посадка животного перед хозяином. В этом случае дрессировщик дополнительно командует «Рядом», и собака садится слева.

При подзыве питомца после команды «Гуляй», перед командой «Ко мне», разрешается окликнуть собаку с целью привлечения ее внимания. Тогда время подхода отсчитывается с момента подачи команды «Ко мне», а оценка не снижается.

Если собака не подошла к дрессировщику в течение 15 сек, навык не засчитывается.

Команда «Место»

При воспитательной дрессировке щенков по команде «Место» собаку учат уходить на свою лежанку. В ОКД «местом» выступает какой-либо предмет, знакомый собаке. Узнать схему обучения этой команде, вы можете в статье — Как научить собаку команде «Место».

Как происходит проверка навыка на экзамене? Дрессировщик подает команду «Лежать», кладет перед собакой вещь, а затем приказывает «Место» и отходит на 15 м. Спустя 30 сек хозяин подзывает животное командой «Ко мне» и жестом. Далее идет выдержка в течение 15 сек, после чего дрессировщик командует «Место» и жестом отправляет собаку на исходную позицию. Питомец должен быстро подбежать к хозяину, вернуться на место и лечь в пределах 1 м от вещи. Затем владелец подходит к собаке и дает команду «Сидеть».

Если собака не возвращается на место или ложится на расстоянии более 2 м от предмета, навык не засчитывается.

Комплекс команд «Сидеть», «Лежать», «Стоять»

Собака должна уметь выполнять команды «Сидеть» и «Лежать» уже в возрасте 6 мес. Команда «Стоять» более сложная и ее выполнение приходится закреплять вплоть до 9 мес. Узнать принцип обучения можно в статьях — Команда «Сидеть», «Лежать», «Стоять».

Как происходит проверка навыка на экзамене? Владелец приказывает «Сидеть», отходит от собаки на 15 м и командами, подаваемым одновременно голосом и жестами, заставляет собаку ложиться, вставать и снова садиться. Каждый навык демонстрируется по 2 раза из разных положений.

По первой команде животное должно принять нужное положение и не менять его. Продвижение вперед более чем на 5 м расценивается, как невыполнение навыка. Повторная подача команд считается ошибкой и снижает оценку.

Команда «Апорт»

Команду «Апорт» большинство собак осваивает без проблем, воспринимая ее как игру. Узнать схему обучения этой команде можно в статье — Как научить собаку команде «Апорт».

Как происходит проверка навыка на экзамене? Собака стоит у левой ноги дрессировщика. Он показывает ей апортировочный предмет, подает команду «Сидеть» и бросает предмет вперед, на расстояние не менее 10 м. Затем идет небольшая выдержка около 10 сек, после которой владелец командует «Апорт», используя голос и жест. Собака должна подбежать к предмету, взять его, быстро вернуться к хозяину и сесть у его левой ноги. После некоторой выдержки хозяин произносит команду «Дай», и питомец отдает предмет.

Если собака не реагирует на команду «Апорт», не подносит предмет, бросает его на полпути, играет с ним, роняет, а потом снова поднимает или не отдает дрессировщику, навык не засчитывается. Также команда считается невыполненной, если питомец подходит к хозяину только по команде «Ко мне» и садится у его ноги по команде «Сидеть». Приносить предмет и садиться собака должна без дополнительных команд.

Прекращение нежелательных действий

Для прекращения нежелательных действий используется команда «Фу» («Нет», «Нельзя»). Узнать схему обучения можно в статье — Как научить собаку команде «Фу».

На экзамене навык проверяют одним из следующих способов:

  • запрещают собаке брать корм из рук владельца;
  • запрещают брать какой-либо предмет.

В первом случае дрессировщик командует «Сидеть», затем на открытой ладони несколько раз угощает собаку лакомством. Предлагая очередной кусочек, хозяин произносит «Фу». Затем следует выдержка в течение 5 сек, после чего дрессировщик убирает лакомство. Во втором случае владелец отправляет животное за брошенным предметом, а потом командует «Фу». После выполнения команды, предмет убирают. Если собака взяла лакомство или предмет, то она должна выплюнуть его сразу же после запрещающей команды.

Если собака не отреагировала на 2 поданные подряд команды «Фу», навык не засчитывается.

Реакция на выстрелы

Хорошо обученная собака не должна бояться грома, взрыва петард, выстрелов или любого другого городского шума. Приучать питомца к громким звукам многие начинают с самого раннего возраста. Как правильно это сделать, можно прочитать в статье — Что делать, если собака боится громких звуков.

Отношение животного к выстрелам проверяют при выполнении всех навыков ОКД, кроме команд «Рядом» и «Апорт». Выстрел производится из специального стартового пистолета на расстоянии 15 м от выполняющей команды собаки.

Если питомец прекращает выполнение команд, пугается или убегает, навык не засчитывается.

Команда «Покажи зубы» и отношение к наморднику

Команду «Покажи зубы» должны знать абсолютно все собаки, независимо от того будут они сдавать экзамен по ОКД или нет. Данный навык пригодится при походе к ветеринару, чистке зубов и для участия в выставках. Вместе с показом прикуса проверяют реакцию собаки на намордник. Как научить животное спокойно относиться к наморднику, можно прочитать в статье — Как приучить собаку к наморднику.

Как происходит проверка навыка на экзамене? Владелец подходит к судье, подает команду «Покажи зубы», затем надевает на собаку намордник и командует «Гуляй». После этого дрессировщик подзывает животное и снимает намордник.

Если собака не выполняет команду, отказывается надевать намордник, пытается его снять, навык не засчитывается.

Преодоление комплекса препятствий

В курс общей дрессировки входит умение собаки преодолевать бум, лестницу и другие препятствия. Данные навыки демонстрируются в любой последовательности. Барьер, глухой забор или наклонную стенку собака преодолевает по команде «Барьер», лестницу, окоп и бум — по команде «Вперед». Команды при этом сопровождаются соответствующими жестами.

Как происходит проверка навыка на экзамене? Дрессировщик подает команду, а сам обходит препятствие с правой стороны. Затем подзывает собаку и вместе с ней идет к следующему препятствию. В процессе сдачи экзамена владельцу запрещено помогать собаке. За повторные команды или повторные попытки преодолеть препятствие начисляются штрафные баллы.

Если собака не преодолела какое-либо препятствие, прыгнула в проем между помостами или выполняла команды с механической помощью хозяина, навык не засчитывается.

При прыжке через барьер собака должна прыгнуть, не задевая его. При этом хозяин пересекает линию препятствия после того, как питомец его преодолел.

На бум собака должна подняться по трапу, пройти по доске и спуститься по трапу с противоположной стороны. Дрессировщик может идти позади собаки или рядом с ней вдоль бума.

При преодолении лестницы собака должна подняться с одной стороны и, не задерживаясь, спуститься с другой. Дрессировщик следует за животным.

Итоговая оценка рассчитывается исходя из количества баллов, которое набрала собака при выполнении каждого испытания. В зависимости от результатов может быть выдан диплом ОКД-1 (90-100 баллов), ОКД-2 (80-89 баллов) или ОКД-3 (60-79 баллов).

Процесс дрессировки собак таблица

Новое в моем блоге

Необходимость двух обязательных прогулок в день даже не ставится под сомнение

Всегда, во все времена люди задумывались, что проиходит с душой собаки после смерти

Специалисты отмечают, что когда собака успешно решает задачу, ее поведение заметно меняется

По легенде, Бог подарил собаке холодный мокрый нос в награду за ее невероятное мужество и самоотверженность

Собаки одинаковой породы не обязательно будут иметь одинаковые характеры и привычки

Какие бывают методы дрессировки собак

Навыки— это формы поведения собаки, приобретенные в процессе жизни или дрессировки. Навыки разнообразны, различны по своему значению и представляют собой последовательное проявление нескольких рефлексов: навык подноски предметов проявляется в виде отыскивания предмета, взятия его зубами и подноски к дрессировщику и т. п.

Необходимые навыки у дрессируемой собаки вырабатывают следующими методами: подражательным, вкусопоощрительным, контрастным и механическим. Пользоваться ими нужно осторожно и умело, учитывая тип высшей нервной деятельности животного.

Подражательный метод

основан на использовании врожденной способности одной собаки подражать действиям другой, так как по природе собаки — животные, живущие стаей и подчиняющиеся в своем поведении вожаку, а в возрасте до года — суке-матери, которая обучает щенят осторожности, маскировке, активной и пассивной обороне. Все врожденные инстинкты дополняются жизненным опытом, основанным на подражании и подчинении силе.

Этот метод наиболее распространен при дрессировке пастушьих и охотничьих собак. Вместе со взрослыми собаками в работе участвуют щенки, которые учатся у своих старших сородичей необходимым действиям. Этим методом легко учить собак преодолевать препятствия, производить хватку, задерживать убегающего и т. п., но нельзя научить командам, запрещающим действие.

Вкусопоощрительный метод.

При этом методе дрессировки собаку побуждает к выполнению желаемого для дрессировщика действия пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного рефлекса на команду, жест. Положительные стороны этого метода — быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов, требующих действия, большая заинтересованность ее в выполнении этих действий, а также сохранение и укрепление контакта дрессировщика с собакой. Недостаток метода в том, что он не обеспечивает безотказного выполнения команд, особенно при наличии отвлекающих раздражителей. Кроме того, этим методом невозможно отработать команды, запрещающие действие. Вкусопоощрительный метод является основным при дрессировке щенков и декоративных собак.

Контрастный метод

по-видимому, можно считать основным методом дрессировки собак. Сущность его состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах (лакомство, поглаживание). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные — для закрепления этих действий. Например, при отработке приема «Сидеть!» соответствующая команда подается строгим тоном, дрессировщик нажимает рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным «Хорошо!».

К положительным сторонам этого метода дрессировки следует отнести: быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; наличие у собаки заинтересованности (от условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (при наличии отвлекающих раздражителей).

Механический метод

состоит в том, что в качестве безусловного используется механический раздражитель, вызывающий у собаки стремление избежать механического воздействия. Например, рефлекс посадки отрабатывается нажатием рукой на круп собаки (механический раздражитель не только вызывает безусловный рефлекс, но и подкрепляет условный раздражитель, т. е. команду или жест). Положительные стороны этого метода заключаются в том, что все действия закрепляются у собаки прочно, надежно и выполняются безотказно. Метод применяется при дрессировке взрослых собак с сильной, уравновешенной нервной системой. При частом его применении в дрессировке у молодых собак наступает угнетенное, заторможенное состояние и недоверие к дрессировщику. Собака начинает бояться дрессировщика и выполняет его команды принужденно, без интереса.

При использовании этого метода нельзя допускать длительных и сильных болевых воздействий на животное. Следует учитывать его индивидуальные особенности, помня, что угнетенное состояние, пассивность и трусость собаки делают невозможным отработку необходимых навыков.

Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие. Выработка навыка происходит в три стадии:

Первая стадия

выработки навыка заключается в том, чтобы вызвать у собаки первоначальную реакцию (и действие) в ответ на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Она характеризуется тем, что у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она нечетко различает команды путается в их исполнении). Дрессировщик должен поощрять лакомством только правильное выполнение команды. Занятия надо проводить без отвлекающих собаку посторонних раздражителей и на коротком поводке.

Вторая стадия

состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, иногда подход к дрессировщику по команде «Ко мне!» дополняется обходом его справа к левой ноге и самостоятельной усадкой. На этой стадии не следует усложнять условия, в которых навык отрабатывается. Это обеспечит быструю и легкую его выработку.

Третья стадия

состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в сложных условиях окружающей среды, т. е. при наличии посторонних раздражителей. Это необходимо для того, чтобы достичь безотказного проявления навыков или довести их до автоматизма. Проводя занятия, меняют место, время, условия, применяют более сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, но и контрастный метод дрессировки, а на тренировках в основном механический метод.

В результате дрессировки, т. е. наработки навыков, у собаки вырабатывается определенный динамический стереотип поведения. Под динамическим стереотипом понимают свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную систему. Проявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к «программированию» своего поведения (например, поднося предмет дрессировщику, собака садится и ждет, когда он возьмет его).

Чем прочнее динамические стереотипы, тем надежнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у собаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если подавать команды в одной и той же последовательности («Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!» и т. п.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между их подачей, собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в этой последовательности, уже не реагируя на подаваемые команды. Чтобы избежать этого, следует при дрессировке собак чередовать различные команды и время занятий.

При выработке навыков у собаки пользуются общими и специальными приемами дрессировки. Общие приемы дрессировки облегчают подчинение собаки дрессировщику, создают условия для управления ее поведением благодаря усилению связи (контакта) дрессировщика с собакой. Специальные приемы дрессировки закладывают навыки, отработка которых обеспечивает использование собаки в определенных целях, например как розыскной, караульной, пастушьей, ездовой, охотничьей и т. д.

Успех дрессировки до некоторой степени зависит от условий окружающей среды. Жаркая или холодная погода затрудняет работу, ветреная облегчает или затрудняет управление поведением собаки и т. д. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки от —15 до +20 °С. Тренировки в холодную или жаркую погоду повышают служебные качества собаки. В холодную погоду собаку нужно защищать попоной, в жаркую чаще давать пить и предоставлять отдых по возможности в тени. В сырую, дождливую погоду тело собаки необходимо прикрывать попоной из непромокаемой ткани или пленки.

При дрессировке к каждой собаке необходим индивидуальный подход, т. е. с учетом анализа поведения, состояния ее организма, возраста, условий выращивания и воспитания. Учитываются преобладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак до 1,5 лет. Молодняк нужно втягивать в работу постепенно, соблюдая режим упражнений. Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно использовать механические раздражители. Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, упражнения на охрану проводятся после отработки тормозных рефлексов. При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы отрабатывать тормозные навыки следует осторожно и постепенно, так как напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно. При организации занятий в группах инструктор должен составлять индивидуальный график.

Проявление нежелательных навыков у собак следует подавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда собака стремится напасть на домашнее животное, лаять на пролетающих птиц, гоняться за ними и т. д. В результате она становится непригодной к несению службы, и отучить ее от этого бывает очень трудно. Нельзя также допускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе она всегда будет проявлять агрессивность, нападать на посторонних без команды дрессировщика и станет опасной для окружающих, что сделает невозможным ее содержание в квартирных условиях.

Ошибки, допущенные в процессе дрессировки, затрудняют выработку навыков и приводят к появлению нежелательных рефлексов, снижающих служебные и другие качества собак. Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика.

Дрессировщик может путать порядок применения условных и безусловных раздражителей, например сделает рывок поводком (безусловный раздражитель), а затем подает команду «Рядом!» (условный раздражитель). Это нарушение одного из законов возникновения условного рефлекса ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой. У собаки также может возникнуть нежелательная реакция на обстановку и время, если дрессировку вести всегда в одном месте и в одно и то же время.

Часто владелец недоумевает, почему собака, все делая дома, на площадке не работает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под воздействием сильных посторонних раздражителей, т. е. навык не отработан до автоматизма.

Что нужно помнить, приступая к дрессировке собак?

1. Первые занятия должны быть направлены на установление взаимопонимания (контакта) дрессировщика и собаки.
2. Отработку приемов и упражнений нужно проводить от простого к сложному. Начинать занятия необходимо в местах с наименьшим количеством посторонних раздражителей.
3. Следует соблюдать строгую последовательность в выработке навыков.
4. Приемы нужно отрабатывать комплексно, т. е. одновременно и параллельно сразу несколько приемов, при этом навыки должны быть в разных стадиях формирования.
5. Лучше начинать отработку нового приема в первой половине занятия, однако не в самом начале, когда собака еще недостаточно послушна, но и не в конце, когда она утомлена.
6. Заниматься нужно в разное время утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 2—3 ч после него. Не следует повторять один и тот же прием более 3—4 раз — это утомляет собаку.
7. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо решить, чего владелец хочет достичь, и каким путем будет добиваться поставленной цели.

Читайте также:  Профессиональной дрессировки служебных собак
Оцените статью