Собака с пятнами над глазами порода

Четырехглазая собака. Глава 1. Как все начиналось

В древности таких собак называли четырехглазыми.Считалось, что они видят нечистую силу и способны защитить от нее хозяина. Сегодня, в наш просвещенный век, мы знаем, что это просто особенность окраса черно-подпалых собак — две ярко выраженные светлые точки над глазами, которые создают ощущение, что у собаки четыре глаза. У разных собак они бывают маленькими или большими, светлыми или темными, эти точечки, но они всегда есть. Сегодня мы, напыщенные, самоуверенные, всезнающие, уверены, что байки про четырехглазых собак — это глупые бабушкины сказки, а пятнышки эти потому. этому тоже имеется научное объяснение но ни к чему оно здесь.
А они, не имея никакого представления о генах и хромосомах, просто охраняли покой и чутко берегли сон своих хозяев. Может быть, именно поэтому они дожили до наших дней?

В октябре 2008 года родилась моя четырехглазая собака. Моя принцесса, мое солнышко, которое, несмотря на свой антрацитово-черный цвет освещает мою жизнь ярче солнца. Таких собак никогда не бывает много. Такая собака, сказала врач, будет только одна — навсегда и навеки одна.

Но я хочу пролистать книгу жизни до того дня, когда маленькая волшебная четырехглазая собака пришла в этот мир. Она еще не знала, что она волшебная, не знала, что она необычная, не знала даже, что она принцесса. Своим появлением на свет она удивила и заводчика, и меня, знавшую и державшую эту породу не один год. Среди разноцветных — палевых, рыжих, серых щенков копошилась и сердито скрипела малышка удивительного, необычного цвета — черная с почти белым подпалом. Кого же удивишь таким цветом? — может быть, скажет кто-то, и будет неправ. Таких щенков в нашей породе не рождалось уже больше 15 лет. Многие даже забыли, что такие бывают. А я 15 лет мечтала именно о такой собаке — но даже я перестала надеяться. Я любила их всех, которые у меня были — рыжих, половых, палевых, но порой, расчесывая золотисто-рыжий локон, мне вдруг приходила мысль — а если бы этот локон был черным? Если бы вот точно такую собаку бы — только черную? Вдруг где-то в бесконечных, спутанных, неисчислимых спиралях ДНК этой породы сохранился ген черного окраса?
Но черных не было. Были всякие. Были рыжие — огненно-рыжие загоравшиеся на закатном солнце невероятным огненным пламенем, свойственным только восточным борзым — больше никому почему-то, и светло-рыжие, похожие на спелый, хорошо пропеченный батончик хлеба и тоже светившиеся изнутри каким-то золотистым светом. Были нежно-розовые, вызывавшие желание приласкать, обнять, поцеловать. Были почти белые, почти нереальные, словно пушистые сугробы, с огромными, темными, почти черными глазами. Но черных не было. Не было черных. Не было.

Читайте также:  Как начать выставку с собакой

И вот она пришла в мир. Черная. Вымечтанная. Когда-то наверное, приснившаяся мне, но нет — абсолютно, совершенно реальная. Маленькая принцесса. Четырехглазая собака. Она еще ничего не знала. Сдвигая свои белые бровки, несмело покачиваясь на тонюсеньких, мякеньких лапках, плюхаясь на мягкий толстый черный зад и внимательно осмысляя мир, в который ей довелось попасть, она тем не менее, уже была принцессой — как впрочем, и все ее братья и сестры, за которыми стояли поколения гордых, смелых, сильных, благородных, бесстрашных охотников, собак, которых издревле почитали даже в мусульманском Афганистане, называя не презрительно, как всех остальных собак — «саг», но уважительно и благородно — «тази». Собак, которые были как бы и не собаки. Собак с суровым, жестким, но в то же время очень преданным характером, собак с невероятным взглядом огромных, темных, раскосых, строгих, бесстрашных глаз. Собак, которые видели все и не боялись ничего в этом мире. Собак, которые никогда не забывают обиды, но никогда и не забывают ласки. Собак, которые, как и все в этом мире, на самом деле хотели только одного — любви.

«Четырехглазые» собаки Бурятии

Полумистические воспоминания о домашней собаке

Когда я слышу о бурят-монгольском волкодаве «хотошо», мне становится смешно. Потому что у моих дедушки и бабушки была такая домашняя собака с чисто бурятским прозвищем Янгар.

В детстве я воспринимал его как самого обычного пса. Как и то, как мы за ним ухаживали, кормили и даже хоронили. Только повзрослев, я понял, сколько почти мистической мудрости было в бурятских традициях отношения к собакам.

В жизненном укладе бурятских чабанов собака была незаменимым и верным помощником. Помню, как в студеные зимы, в пургу наш Янгар не давал стаду разбегаться, приводил отары в стайки. Летом отводил на водопой. Дедушка говорил, что наш Янгар даст отпор любому волку. Был у нашего пса и еще один младший помощник по кличке Банхар. То, что обе наших собаки черные и лохматые, с рыжими пятнами над глазами, казалось мне само собой разумеющимся. Ребенком я считал, что наши Янгар и Банхар все понимают, но не умеют говорить. Настолько они были умные. Естественно, даже речи не было о том, чтобы ударить собаку.

— Это «четырехглазые» священные собаки. Они никогда не спят, даже когда закрывают глаза. Верхними глазами они способны видеть всё окружающее, – рассказывала бабушка, ласково поглаживая наших псов, – и даже души людей. Лай таких собак отгоняет злых духов. «Четырехглазая» собака подавляет демонов четырех сторон света. Так что ничего не бойся рядом с ней.

Когда у меня начали выпадать молочные зубы, старшие научили такому обряду: положить выпавший зуб в жир или хлеб и дать съесть собаке. При этом приговаривать: забери мой плохой зуб, дай мне взамен хороший. Можно в это не верить и приписать мои хорошие зубы правильному питанию в детстве, но до самого студенчества я не знал проблем с зубами.

Речи не было о том, чтобы наши собаки голодали или ели из грязной посуды. Я сам лично следил, чтобы миска наших хранителей дома была чистой. А уж в Белый месяц бабушка готовила собакам особое угощение, говоря, что уж в такой новогодний праздник они никак не должны голодать. Даже ставила отдельные лампадки — зула собакам.

Наши собаки часто застывали на месте с закрытыми глазами. Дедушка и бабушка говорили, что в это время они молятся о благополучии своих хозяев. Поэтому «четырехглазых» псов называли «зуугин нохой» («молящаяся собака») и говорили, что такие собаки получили благословение самого Будды. Неудивительно, что они должны были переродиться в следующей жизни в облике человека.

Когда умер старший пес Янгар, мы с дедушкой понесли его хоронить на высокую сопку. Дедушка отрубил ему хвост, чтобы не мешал при перерождении, и положил под голову Янгара. В рот верному псу положил кусочек топленого масла со словами: родись в следующей жизни человеком! Похоронили мы собаку головой к югу, чтобы в следующей жизни она обрела рождение в Тибете – ближе к Учению Будды.

Позже я услышал легенду о том, как предков наших собак привезли буддийские паломники из Тибета. В старину при конфискации имущества у хозяина запрещалось забирать личное оружие и собак, даже щенков. За убийство или жестокое обращение с собакой у такого хозяина могли забрать лошадь. А уж за убийство чужой собаки налагали штраф – двухгодовалого бычка. Нам бы сейчас такие законы!

В армии я попал служить в Монголию. Каково же было мое изумление, когда я увидел у одного монгольского кочевья точные копии своих Янгара и Банхара. У меня даже слезы навернулись. Я вытащил все, что у меня было с собой съестного, и угостил собак. Хотя нас как советских солдат инструктировали так, чтобы мы обходили стороной отары и опасались черных собак, обмотанных красной тряпкой вокруг шеи. Знание бурятского языка и любовь к собакам позволили мне быстро сдружиться с монгольскими семьями. Там я услышал, что знаменитый монгол-охотник Лувсан с помощью такого пса добыл 22 000 сурков, 200 рысей, 900 волков и 40 медведей. Я даже пожалел, что у моего дедушки не было времени охотиться с нашими помощниками. В Монголии же я услышал, что банхаров там еще называют «бавгар», что означает медведеподобный. Это имя описывает лохматых псов точно так же, как и «банхар» — щекастый.

Сейчас я живу в городской благоустроенной квартире и не хочу мучить такими условиями большую собаку. Мечтаю, что, когда переберусь в свой дом с большим двором, непременно привезу себе щенка банхара из дальнего бурятского села.

Собака с пятнами над глазами порода

Четырёхглазая собака — нёль синма пон

цитата:
«Четырёхглазой» собака считается потому, что над глазами у неё два белых или темных пятна. Пятна над глазами собаки не являются отличительной чертой породы. Считается, что такая собака обладает особым чутьем, она способна видеть всевозможных духов и оберегать хозяина.[1] Таких собак мало, поэтому на них был большой спрос. Предпочтение охотников к таким собакам вызвано сложившимися вековыми традициями, основанными на богатом охотничьем опыте.

Мое исследование основывается на:
— легендах и преданиях;
— научной и художественной литературе;
— рассказах охотников и местных жителей;
— « живом» знакомстве с такой собакой.[2]

«Четырехглазые» собаки известны не только в коми.

Что-то необъяснимое в такой собаке имеется. Упоминания о ней уходят в далекую древность.

В Тибетских преданиях сообщается, что такие собаки никогда не спят. Даже когда у собаки закрыты глаза, считается, что она все видит. Считалось, что защитить душу умершего от демонов могла только «четырехглазая» собака.

По наблюдениям В. Пескова, «четырехглазую» собаку по кличке «Пурга», с метками над глазами боялся даже медведь.[3]

«Четырехглазая» собака шамана — потомка Пама, по кличке «Тшайпод» (босой) в книге В. Тимина «Затерявшийся в тайге танк», вывела солдата напрямую к оставленному им танку.[4]

В Книге «Мифология народа коми: Сотворение мира» говорится, что бес обернулся человеком и пришёл в лесную избушку, где жил охотник, у которого была такая собака. Он выкупил её и убил, только за то, что каждую ночь она видела духов и лаяла.[5] Еще эпизод: привидение «Мохнатоухий» (Гэнапель) стало выгонять охотника из лесной избы. «Четырехглазая» собака, так как собака была способна видеть приведение, помогла охотнику избавиться от привидения.[6]

Один охотник обругал такую собаку за то, что она не смогла вовремя схватить лису, и получил за это наказание. Этой же ночью охотник почувствовал, что с ним рядом лежит что-то мокрое, он очень испугался и не смел шевельнуться, но подоспевшая собака, имеющая четыре глаза, два из них- потайные, которыми видела «нечистую» силу (потусторонний мир — А.П.), лесных духов- прогнала их, испугав своим лаем.[7]

В энциклопедии Мифология коми об этой собаке сообщается:

-такие собаки отгоняли оживших колдунов от своих хозяев;

-вой таких собак предвещал покойника;

-такие собаки разговаривают между собой и понимают язык людей;

-женщинам не полагалось прикасаться к ним;

-нельзя перешагивать через собаку;

-приготовив кашу, первую ложку хозяин отдает собаке;

— если хозяин убил эту собаку, она может мстить ему с того света.[8]

В книге «Коми легенды и предания» представлен рассказ С. Е Панюкова из села Керос Корткеросского района, когда собака, почувствовав лесных духов возле «Вожа пу» (развилистое дерево), предупредила хозяина, хотя по легенде хозяин догадывался об этом.[9]

В легенде, записанной К. Ф. Жаковым, о колдуне Вишерского края Тювэ, умершая Наста-мать ночью хочет пробраться к нему через речку Пугдым, но собака Бадзе не пускает, спасая лаем колдуна. Имеется в виду, Бадзе была «четырехглазой» собакой[10].

Что говорят о таких собаках жители Корткеросского района:

Со слов Габовой Н. Е., её отец, житель с. Нившеры Михайлов Е. Е., 1927г.р. говорил: «Нёль синма пон — сюсь пон» (Четырёхглазая собака — умная собака).

В семье Кучевой Е. А., жительницы того же села, была «четырехглазая собака» по кличке Жулик. При лечении «порчи» — «ячмень на глазу людей», после прикладывания свежеиспеченного хлеба к глазу, этот хлеб скармливали «четырехглазой собаке». После этого «порча» проходила.

Игнатова Л. Н. , проживающая в селе Корткерос, считает пятна над глазами собаки «Печатью Бога».

Информаторы: Макаров М. А.( с. Небдино) ; Микушев А. Г. , Микушев Г., (с. Сторожевск) сообщают, что среди родившихся щенков, обязательно оставляли «четырехглазую» собаку.

Со слов Королевой Л. Н., у её отца- охотника Королева Н. Н. — жителя села Керос, было много собак, только одна собака лайка, по кличке Тузик была «четырехглазая» и отличалась от других собак. В лесу выполняла две задачи одновременно: сопровождала хозяина кругами, не выпуская его из поля зрения, охраняя его, и находила дичь.

У Королевой Л. Н. есть «четырехглазая» собака по кличке Кучум черного цвета с белыми пятнами над глазами, на груди, на лапах и на конце хвоста. Он отличается большой добротой к детям, обостренным чувством «своей» территории, «немногословностью», снимает стрессы.

Н.К. Рерих, посетивший Тибет, пишет, что светлые пятна над глазами таких собак — это еще одна пара глаз, позволяющих заглянуть в душу человека, увидеть его хорошие или дурные мысли.

Возможно, пятна над глазами указывают на способность собаки к получению информации, неизвестной нам, о чем свидетельствуют легенды, поверья о таких собаках; это своеобразные локаторы, придающие способность общаться собаке с непонятным нам, потусторонним миром, — гипотеза Смилингиса А. А. краеведа с. Корткерос.

Я думаю, что через эти белые точки собака видит сверхъестественное.

Вывод: Тысячи лет собака служит человеку, но не раскрыта тайна «четырехглазой» собаки.

При сравнении легенд, поверий, рассказов информаторов напрашивается вывод, что «четырехглазая» собака является посредником между человеком и «потусторонним миром». В определенных экстремальных условиях такая собака, чувствует заранее возникающую опасность и об этом предупреждает, «спасает», своего хозяина. Такие случаи охотник- хозяин пытается объяснить влиянием «нечистой силы», колдунов и т. д.

Таких собак держали шаманы, колдуны. Например: Тювэ и потомок Пама.

По легендам и преданиям, по рассказам местных жителей я установил закономерность: «Четырёхглазые» собаки очень умные, отличаются большой добротой, преданны хозяину, обладают неведомым нам обостренным чувством опасности, могут отдать жизнь за хозяина.

В наше время утерян «смысл» её «необыкновенных» способностей, но до сих пор охотники стараются иметь «Четырехглазую собаку». Значит, что-то есть в них особенное, необъяснимое

Автор: Попов Артур
Руководитель: Королева Людмила Николаевна
http://www.finnougr.ru/life/index.php?ID=6096

цитата:
Собака со светлыми пятнышками над глазами считалась священной. В тибетских преданиях говорится о том, что такая собака никогда не спит. Даже когда она зарывает глаза – она способна видеть все, что ее окружает.

Монгольские кочевники считают, что такая собака умеет молиться. Под этим они подразумевают привычку «четырехглазых банхаров» застывать с закрытыми глазами. Пастухи верят, что в это время они молятся о благополучии своих хозяев, а потому называют таких четвероногих «зуугин нохой», что означает «молящаяся собака».

Считается, что такие собаки получили благословение самого Будды и в следующей жизни обязательно воплотятся в облике человека. После смерти такую четырехглазую собаку обязательно хоронили на самой высокой точке, головой к югу, дабы в следующей жизни она обрела рождение в Тибете – ближе к Учению Будды.

Мнение о том, что четырехглазая собака способна видеть душу людей, а также отгонять злых духов своим лаем присуще не только тибетцам и монголам.

В индийских преданиях четырехглазые собаки сопровождают Яму – бога смерти. А потому вой четырехглазой – предвещал смерть.

В мифологии народов коми именно четырехглазая собака способна видеть духов и отгонять их своим лаем. Шаманы республики Коми отдают свое полное предпочтение именно таким собакам. У коренных жителей Сибири с этими собаками связанно немало легенд.

Древние скифы также считали, что четырехглазая собака способна видеть потусторонний мир. Часто четырехглазую собаку приносили в жертву вслед за умершим хозяином. Скифы считали, что верный пес, так или иначе не проживет без хозяина, но отправившись следом – сопроводит его душу в потусторонний мир.

Зороастрийцы считали четырехглазую собаку вторым по значимости существом после человека. Собака со светлыми пятнышками над глазами – это обязательные участники погребального процесса. Такую собаку сажали рядом с усопшим, дабы она отгоняла духа «трупного разложения». Подобный ритуал назывался «сагдид».

В Таджикистане четырехглазых собак именуют «чёрчашма», а в Туркестане — «турткуз». В этих странах они также занимают особое место.

Исключительное отношение к четырехглазым собакам также было у калмыков. Калмыцкая мудрость гласит: «Четырехглазая собака подавляет демонов четырех сторон света».

У тувинцев – четырехглазый пес – лучший друг охотника.

Буряты уважительно называли таких собак «Дорвн нудте нохой».

Анна Бережных, журналист:

цитата:
Это крупные собаки, крепкого телосложения, уверенные в себе, но не злобные. По крайней мере, ко мне они хотя и были недоверчивы, но агрессии не проявляли. В основном это черно-подпалые собаки, очень богатые шерстью и пухом. Сейчас, летом, они облиняли и были без подшерстка, и не выглядели чрезмерно большими. Зато зимой, как мне сказал заводчик, они похожи на большой шерстяной шар и могут спать на снегу). На морде у некоторых действительно по «четыре глаза». Вы, наверное, представили себе монстра или мутанта?! Вовсе нет. Дело в том, что над глазами у собак находятся рыжие пятна, и смотрятся они как вторая пара глаз. Поэтому их и называют «дурвэн нудтэй», то есть «четырехглазый». Таким собакам приписывают способность «второй парой глаз» видеть злых духов, защищать от них и приносить счастье. Многие монголы до сих пор верят в это. «Четырехглазие» — это стойкий генетический признак банхаров, упоминаемый еще в средневековых хрониках, повествующих о нашествиях монголов.

Силу этих собак я вполне могла оценить сама: когда мне дали в руки на поводок шестимесячного щенка, он рванул вперед с такой силой, что я едва удержалась на ногах и пустилась за ним. Без помощи Эрдэнэбата я бы с ним не справилась. И это еще только щенок!

Благодаря интеллекту, выносливости и силе, банхары являются не только пастушьими, но и универсальными служебными собаками — и охранять жилище, и скот пасти, и даже быть нянькой для детей. Эти собаки могут работать как при минус 40, так и при плюс 40 градусов, потому что сама природа формировала их на протяжении тысячелетий именно в резко-континентальном климате Монголии. Кто, кроме монгольских овчарок, сможет собрать во время пыльной бури или снежной пурги и провести в айл отару овец, защитив их при этом от волков?!

цитата:
Гарм — гигантская четырехглазая собака из норвежской мифологии, сторожащая вход в Хельхейм, мир мертвых. Образ Гарма перекликается с древнегреческим адским псом Цербером, сторожащим вход в Аид. В день Рангарека, Гарму также предстоит присоединиться к гигантам в их битве против богов — и быть сраженным богом войны Тиром, который, впрочем, тоже погибнет от нанесенных ему адским псом ран.
http://starcraft.blizzgame.ru/encyclopedia/race/zerg/zerg-history/broods/garm/

Ю.Е. Березкин
Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог
Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I27C. Четырехглазая собака. .27.28.30.-.32.34.37.

Собаки с двумя пятнами над глазами выделяются особо и обычно называются дву- или четырехглазыми.
Македонцы, русские, украинцы, Хорезм, шугнанцы, ливы, чуваши, коми, тувинцы, нивхи.

Балканы. Македонцы [собаки-двоеглазки способны распознавать вампира, которого они отпугивают или кусают; по некоторым сербским поверьям, распознавать вампира могут любые собаки и другие домашние животные]: Толстой 2004: 389-390; болгары (Родопы) [собаки-четырехглазки (с белыми пятнами над глазами) видят с помощью своих скрытых глаз нечистую силу]: Марева 2003: 252; сербы [Л.Н. Виноградова: про собак четырехглазок знают и сербы, и болгары. Что касается сербов, то про это вспоминал Н.И. Толстой, который родился в эмиграции в Сербии и там провел детство и юность. Он помнит про этот мотив у сербов. Что касается болгар, то про этот мотив (не массовый, а спорадический) есть в двухтомнике Маринова и в фундаментальном труде Казамира Мошиньского «Kultura ludowa slowian» Т. II. Ч. 1]: Е.Е. Левкиевская, личн. сообщ. 22.04.2012.

Средняя Европа. Русские [у русских собака двоеглазка – черная, с двумя белыми пятнами над глазами]: Миллер в Литвинский, Седов 1984: 164; Толстой 2004 [собаки-двоеглазки – это те, у которых над глазами расположены светлые пятна лешего]: 389; украинцы [собаки-двоеглазки способны распознавать ведьму]: Толстой 2004: 389.

Иран – Средняя Азия. Хорезм (узбеки?) [собаки с двумя пятнами над глазами считаются особенно нечистыми]: Снесарев 1969: 319 в Литвинский, Седов 1984: 164; шугнанцы (Шугнан, Рошткала, Афганистан) [«четырехглазые» собаки злее, хитрее и прожорливее других, могут украдкой напасть сзади, способны одновременно лаять и рычать; злого и хитрого человека уподобляют такой собаке]: Юсуфбеков 2009.

Балтоскандия. Ливы [четырехглазый пес женщины стал вечером лаять; ночью во сне к ней пришел умерший из той же деревни, ругал за то, что не держала собаку]: Loorits 1998(2): 33.

Волга – Пермь. Чуваши [собаки-четырехглазки, т.е. с двумя пятнами над глазами, состоят в связях с усалами, поэтому их прогоняют от домов, а на улице избегают; но они способны отгонять злых духов, т.к. видят их]: Салмин 2007: 128; коми-зыряне [собаки с сильно выраженными надробвными дугами называются четырехглазыми; они видят духов]: Налимов 1907: 18.

Южная Сибирь — Монголия. Тувинцы [в последний день каждого лунного месяца и в первый день следующего на небе нет видимой луны; в эти дни луну может видеть только черная собака с белыми дугами над бровями и пелым пятном на груди, будто бы имеющая белое сердце; в первый день нового лунного месяца ее может видеть еще баран с чистой белой шерстью]: Потапов 1969: 291.

Амур – Сахалин. Нивхи [в безветренную погоду люди видят катящийся кружок бересты и следом собаку с белыми пятнами над бровями; на этом месте было стойбище, все умерли от болезни; берестяной кружок и собака с белыми пятнами над бровями — это души умерших]: Березницкий 2005, № 143: 517.

Оцените статью